Как хранить живопись (холст, масло, подрамник)

Татьяна, добрый вечер, подскажите, как можно хранить холсты. У меня накопилось много картин, их уже некуда ставить. Я понимаю, что нереально все картины хранить все на подрамнике, как долго холсты могут храниться в свернутом виде без повреждения красочного слоя?

Марина

 

 

Если Вы пишете картины, то в один прекрасный момент возникает вопрос, как хранить картины.

 

Лучший вариант — развесить по стенам. По своим, по стенам покупателей и т. д.

 

Хранить картины (холст, масло,подрамник) лучше всего на том же подрамнике. Не снимайте холст с подрамника и не скатывайте его в трубочку — испортите холст. В лучшем случае — образуются трещины, в худшем — произойдет осыпание красочного слоя.

 

Если же вы непременно (в целях непонятно какой экономии) все же решите снять холст с подрамника и накатать его на вал, то вот вам цитата из книги ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ КОНСЕРВАЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ. Ю.И. ГРЕНБЕРГ М., 1976

 

«Полотна больших размеров часто хранятся в музеях без подрамников, накатанными на вал. Иногда накатанными на вал транспортируют большие картины. На вал накатываются картины, красочный слой которых не имеет повреждений. Поэтому перед накаткой состояние картин тщательно проверяется и фиксируется. В случае наличия повреждений красочного слоя необходимо провести реставрацию или наложить профилактическую заклейку на участки красочного слоя, имеющие разрушения. Раз в год валы раскатывают и проверяют состояние сохранности картины. Для того чтобы сгиб красочного слоя и грунта и их натяжение были наименьшими, во избежании сломов и других повреждений живописи длина вала должна соответствовать размеру картины, а его диаметр должен быть не менее 60 см. Дерево берется для вала сухое, не зараженное вредителями. Фанерную поверхность вала обклеивают бумагой или обивают картоном. В последнем случае края листов не должны находить друг на друга.

 

Накатывается картина красочным слоем наружу. Процесс накатывания — ответственное дело, выполняют его квалифицированные работники с участием хранителя и реставратора. Пол, на котором раскладывается картина, должен быть сухим и чистым, его покрывают чистой бумагой или тканью, на которые кладется холст, лицевой стороной вниз. Если на один вал накатывается несколько картин, между ними прокладывают чистую сухую и мягкую белую бумагу.

 

По окончании накатывания вал завертывают плотной мягкой бумагой и «бинтуют» полосой ткани не менее 10 см шириной. Шнуром или веревкой этого делать нельзя во избежание вмятин на холсте.

Хранить валы с накатанными на них картинами надо в горизонтальном положении, высоко от пола. Целесообразно для этой цели делать специальные стеллажи, позволяющие хранить на них одновременно несколько валов

 

Вал имеет стержни, вставляющиеся в гнезда стеллажа, который можно разбирать, удлинять или суживать с помощью продольных планок в зависимости от размеров помещения и длины валов. Стеллаж с валами покрывается чехлами для защиты от пыли. Нельзя ставить валы вертикально, так как холсты могут сползти, образуя складки ткани и осыпи красочного слоя. Длительное хранение на валах не рекомендуется, так как живопись в этом случае абсолютно лишена света».

 

А это цитата из другого источника: ПРИКАЗ МИНКУЛЬТУРЫ СССР ОТ 17.07.85 N 290 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ СССР. Хотя СССР давно уже нет, но живопись есть и вопрос хранения тоже никуда не исчез.

 

«Валы для накатки произведений станковой масляной живописи изготовляются из сухого, не поврежденного микроорганизмами леса. Диаметр вала может быть от 50 см и больше (для дублированных картин и картин с корпусной живописью — не менее 70 см). Каркас вала обтягивается в стык фанерой, а поверх нее оберточной бумагой. Поверхность вала должна быть гладкой. На оба конца вала надеваются кружала, диаметр которых должен быть больше диаметра вала, с таким расчетом, чтобы картины, навернутые на вал, отстояли от пола не менее чем на 10-15 см.

 

Диаметр вала должен быть не менее 50 см. Это предохраняет от изломов красочного слоя и грунта.

Длина вала должна на 5-10 см превышать ширину картины.

 

На одном валу можно хранить несколько картин (не более 10). Хранить большемерные картины на валах более 2-3 лет без проверки их сохранности не рекомендуется. Во избежание прогибания и деформации вал с накатанными на него картинами хранится только в горизонтальном положении. Дважды в год вал поворачивают вокруг оси на 180°.

 

Снятие картин с подрамника и накатка их на вал, равно как и натягивание их на подрамник, производится только опытным реставратором или под его руководством».

 

Прочитайте еще раз: Вал диаметром не меньше 50-60 см. Плюс еще место для его хранения. И на одном валу не более 10 картин.

 

Как я храню картины, написанные на холсте? 

 

У меня нет мастерской, нет склада, поэтому, часть картин висит на стенах моей квартиры, на стенах покупателей, на стенах детей. 

 

То, что не висит на стенах, хранится в коробках, на подрамниках. Каждая картина обернута в стрейч-пленку. Сложена лицом к лицу с другой, обернутой пленкой, картиной. Еще раз обернута стрейч-пленкой. 

 

Эти «пакетированные» картины засовываю в коробку, коробка стоит вертикально. Иногда в коробку входит несколько таких пакетов (две картины). На коробке обязательно пишу название картин. С одной стороны — несколько неудобно, но с другой — не пылятся. 

 

Пока искала информацию для ответа на вопрос, пришла к выводу, что я сама храню картины неправильно. Надо заменить коробки мешками из белой ткани. Да и стеллажи надо бы сделать.))

 

Марина, спасибо за вопрос!!!

Write a comment

Comments: 0