Подскажите, как подготовить негрунтованный льняной или хлопковый холст. Мне интересно знать, используете ли вы для этого желатин.

Допустим, вы купили в магазине холст (льняной, хлопковый, синтетический или комбинированный), натянули его на подрамник и собираетесь его загрунтовать. Не спешите с грунтом — холст сначала нужно проклеить, то есть промазать его клеем, чтобы, во-первых, закрыть дырочки между нитями, а во-вторых, защитить сам холст от влаги и прочего воздействия, которое может его разрушить...

Самый простой способ — использовать готовую проклейку для холста, например показанную справа "Проклейку для холста" фирмы Таир. Идете в магазин, покупаете проклейку и наносите ее на холст в два слоя с промежуточной просушкой в течение 2-3 часов. Если холст редкий и после двухслойной проклейки в холсте на просвет все еще видны дырочки, то может понадобиться нанести еще и третий слой.

 

Однако готовая проклейка не всегда есть под рукой, да и, как ни крути, стоит она относительно дорого, поэтому лучше выполнять проклейку с помощью самостоятельно приготовленного желатинового клея. А можно для первого слоя использовать магазинную проклейку, а второй и третий сделать своим клеем.

 

Для изготовления желатинового клея можно взять тот пищевой желатин, который обычно есть на кухне любой хозяйки, однако лучше все же купить его в магазине художественных товаров, чтобы быть уверенным, что он подходит именно для этой цели.

 

Итак, берем нужное количество желатина (см. ниже), заливаем его соответствующим количеством воды комнатной температуры и даем этой смеси постоять примерно час, чтобы желатин набух, то есть впитал воду. При этом желатин останется на дне, а сверху вы получите мутноватую воду. Затем эту емкость с еще не растворившимся клеем начинаем подогревать на водяной бане. Домохозяйка знает что это такое, а для других поясню. Наливаем в небольшую кастрюльку холодную воду, ставим в нее нашу баночку, лучше с какой то прокладкой под баночкой, чтобы огонь не нагревал саму баночку с желатином, помещаем эту конструкцию на включенную/зажженную кухонную плиту, берем палочку, ложку или еще что и начинаем перемешивать желатиновую смесь.

 

Перемешивать смесь лучше постоянно, хотя можно и просто периодически, но достаточно часто, помешивать. Это необходимо для того, чтобы не дать желатину собраться в комки. Вода в самой кастрюльке может кипеть, но вот желатиновый раствор нельзя доводить до кипения ни в коем случае, иначе он потеряет свои клеящие свойства. Итак, стоим возле плиты, следим, чтобы смесь в баночке не подавала признаков закипания, и мешаем, мешаем, мешаем...

 

Делаем это до тех пор, пока в баночке не образуется однородная водянистая смесь желатина, не содержащая сгустков, а тем более комочков. Добившись этого, выключаем плиту, вынимаем баночку из кастрюльки и ждем, пока наш клей не остынет. При остывании клей начнет сгущаться и вскоре станет тягучим, наподобие киселя. То есть при вынимании палочки из баночки с клеем клей остается на палочке, почти не стекая с нее. Охлаждаем ровно до этого момента, не допуская дальнейшего загустения, то есть превращения нашего киселя в желе. Если клей слишком жидкий, он будет легко просачиваться через поры холста на другую сторону, а если слишком густой, он не будет заполнять эти поры. Если вы прозевали этот момент, то снова поставьте баночку  в кастрюльку и подогрейте клей до его разжижения.

 

Теперь отвечу на ожидаемый вопрос, сколько взять клея, а сколько воды. Воды надо взять примерно столько, сколько вам понадобится клея, чтобы проклеить ваш холст в два-три слоя. Чем больше холст и чем реже его плетение, тем больше вам понадобится клея. На льняной (Репинский) холст размером 80х90 см у меня уходит примерно стакан клея. Но в принципе, это не критично: если клея получится больше, чем нужно, его можно использовать в течение двух дней для другого холста, подогрев, как описано выше. Если же его не хватит, то его можно приготовить еще раз.

 

А вот количество желатина будет строго зависеть от количества взятой воды. Вес желатина должен составлять 7-10 % от веса готового клея. Для первого слоя проклейки лучше взять клей погуще, чтобы он не просачивался через холст, для второго и третьего — пожиже, чтобы он растекался равномернее и проникал в те поры, которые не закрылись предыдущими слоями.

 

Поскольку удельный вес воды составляет 1 грамм на миллилитр, то чтобы получить 100 грамм 10-процентного клея, надо взять 10 г желатина и 90 мл воды. Чтобы наш клей стал 7-процентным, надо соответственно взять 93 мл воды и 7 г желатина. Если вам нужно 200 граммов клея, просто умножьте эти цифры на два. Если 150, умножьте их на полтора. И так далее...

 

Ну вот, наш клей готов и имеет нужную консистенцию, теперь осталось нанести его на холст широким флейцем, то есть широкой плоской кистью. Разумеется, холст к этому моменту уже должен быть наготове, иначе, пока мы возимся с ним, клей загустеет. Впрочем, его можно, как я писала выше, просто подогреть на водяной бане. 

 

Первую проклейку делаем 7-10-процентным желатиновым клеем. Если холст редкий, готовим клей погуще, если очень плотный - пожиже. Я, где-то читала, что холст, при этом надо держать строго вертикально, чтобы желатин не проходил на другую сторону холста. Но я пробовала  делать это, как вертикально, так и горизонтально и разницы не увидела — самое главное не елозить долго кистью по одному месту. Провели один, максимум два раза по одному участку и все, больше в это место не лезьте — клей при нанесении почти мгновенно загустевает, и вы либо просто получите комочки клея на холсте, свезя загустевший клей кистью, либо продавите его на другую сторону.  Кстати, не забывайте проклеивать и торцы холста.

 

Покрыли холст равномерно первым слоем и даем холсту высохнуть. А вот при сушке холст лучше ставить вертикально. Сколько сушить, сказать не могу — все зависит от температуры и влажности в помещении и толщины нитей холста. Обычно за день холст высыхает полностью. Но нам достаточно выдержать его 2-3 часа, прежде чем наносить второй слой. 

 

Перед второй проклейкой холст лучше прошкурить наждачной шкуркой со средним зерном. Шкурить надо без фанатизма, легонечко. В результате произойдет небольшое выравнивание поверхности клеевого слоя и придание ей шероховатости, ну и небольшое разлохмачивание не покрытых клеем нитей. Образовавшуюся при этом клеевую пыль не сметайте — она поможет при следующей проклейке. Для второй проклейки лучше использовать 7-процентный клей. Не забудьте подогреть клей на водяной бане, поскольку он успеет загустеть пока наш первый слой сохнет. Итак, прошкурили, подогрели клей и проходим кистью с клеем один раз по всему холсту.

 

На этот раз, холст сохнет быстрее. После просушки смотрим на свет — остались или нет незаполненные дырочки между нитями. Если есть – то проклеиваем и в третий раз, но клей берем еще жиже - уже 5-процентный. Затем сушим холст окончательно. Уже часа через три его можно начать грунтовать.

 

Как вы заметили, каждый следующий слой наносится все более жидким клеем. Если вы приготовили клей на все три слоя, просто добавьте в клей немножко воды при его подогреве перед очередным слоем проклейки.

Как я сказала выше, можно для первой проклейки использовать магазинную «Проклейку для холста», а для второй и третьей — желатиновый клей. Причем, магазинная проклейка наносится не кистью, а мастихином больших размеров или столовым ножом.

 

Иногда получается так, что даже после третьей проклейки, между нитями холста остаются незаполненные дырочки. Не могу объяснить, почему это происходит — то ли желатин подвел, то ли рука так взяла.

 

В этом случае очень помогает текстурная паста, такая, как  показанная слева. Берем мастихин и равномерно намазываем пасту на холст. При желании можно еще и фактурки, то есть небольшой рельефности, добавить.

Оставить комментарий

Комментарии: 2
  • #1

    Леся (Четверг, 29 Март 2018 20:17)

    Очень интересная статья )) Целая наука !)) добрый вечер всем !
    Татьяна , скажите , пожалуйста , зачем со всем этим возиться ? Или по конечному результату такой холст получается гораздо дешевле магазинного ? В чем смысл ?

  • #2

    Татьяна Казакова (Четверг, 29 Март 2018 21:33)

    Добрый вечер, Леся!
    Попробую ответить на вопрос "Зачем со всем этим возиться?"
    Я даже готовые загрунтованные холсты дорабатываю - покрываю дополнительным слоем грунта, а если его нет под рукой - желатином. Можно посмотреть в "Доработке готового холста". Производители экономят на грунтовке и проклейке, в холсте могут образоваться микротрещины в результате транспортировки поэтому я дорабатываю холсты.
    Зачем возиться с негрунтованными холстами?
    Натягивать холст на подрамник (планки подрамника я покупаю), проклеивать, грунтовать.
    Такой холст однозначно не может быть дешевле магазинного хотя бы по той причине, что сделан он вручную. Производство штучное, а значит дорогое.
    Почему же я это делаю?
    Мне это нравится, во-первых.
    Во-вторых, я уверена в том, что моя живопись на моем холсте не отвалится, не потеряет своей яркости по-крайней мере лет 50.
    Возможно, когда-нибудь я перейду на загрунтованные холсты (натягивать их на подрамник все-равно буду сама), как знать, как знать))
    Спасибо, Леся за вопросы))