Интервью с художницей Татьяной Казаковой: "Художниками не рождаются, ими становятся"


Ники Лу
Ники Лу

Семья, бизнес, творчество… Возможно ли преуспеть во всем? Самарская художница Татьяна Казакова однозначно говорит: «Да!», а потом добавляет: «Если научиться грамотно планировать».

Татьяна Казакова
Татьяна Казакова

Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

Я родилась в 1957 году в Куйбышеве. Окончив школу, поступила в Политехнический институт. Тогда мне казалась, что выбранная мной профессия овеяна романтикой: цех, белый халатик, пробирки, колбы… Реальность оказалось совсем другой: халат был серый, а работа - грязной и скучной. Затем я пошла работать инженером-конструктором на завод Прогресс. Именно там я встретила своего мужа Александра. Сегодня у нас 4 дочки (Елена, Людмила, Зоя, Мария) и 3 внуков (Юрий, Кирилл, Илья).

 

Как у Вас возникло решение стать художником? Было ли это семейным решением? Где Вы учились?

Поняв, что работа на заводах меня больше не привлекает, я начала заново искать себя. Занимаясь с младшими дочками рисованием, лепкой из глины, плетением гобеленов, я внезапно поняла, что нашла свое призвание. Тогда я решила, что, не смотря ни на что, обязательно стану художником. Мой муж и мои прекрасные дочки поддержали меня. 

 

Также должна заметить, что мои родители были творческими людьми: мама очень любила вязать и вышивать, а отец – выжигать по дереву необыкновенные картины и плести корзины из лозы. Возможно, это также повлияло на мое решение стать художником.

 

Есть ли у Вас художественное образование?

В 1999 г. я с отличием закончила класс заслуженного художника России Кныжова Венира Романовича. С тех пор я профессионально занимаюсь живописью: пишу картины маслом, рисую цветными карандашами и китайской тушью. Но на этом мое образование не закончилось. Сейчас я хожу на занятия к Станиславу Леонидовичу Щеглову, который также является заслуженным художником России.

 

Как Вы считаете, необходимо ли профессиональное художественное образование для того, чтобы добиться больших результатов?

Смотря что считать большими результатами… Мировую признательность? Покупаемость? Я считаю, что образование не помешает. Оно поможет избежать многих ошибок. Но при этом я думаю, что не обязательно что-то заканчивать. Можно учиться в частном порядке у многих художников. Про себя я могу однозначно сказать, что образование мне помогает.

 

Как Вы настраиваете себя на творчество? Есть ли у Вас какие-то методы, помогающие процессу «стимуляции фантазии»?

Мне кажется, что все разговоры про эти методы ведут те, кто лениться, чтобы оправдать свой так называемый простой. Настоящие профессионалы работают всегда и независимо от настроения. Самое главное начать.

 

Что Вам больше всего нравится писать?

Больше всего мне нравится писать цветы, натюрморты, пейзажи. Огромное удовольствие мне доставляет рисование мультяшных героев.

 

Что бы Вы может быть хотели научиться еще писать?

Я хотела бы еще перейти к портретной живописи. Но пока это только желание.

 

Много ли пишите ради своего удовольствия, или работа над заказами занимает все свободное время?

Сейчас я в основном все работы делаю для себя. На заказ я не люблю делать, потому что возникает желание угодить заказчику. А когда стараешься сделать так, как хочет он, теряешь часть себя, часть своей задумки. Поэтому сейчас я пишу картины для себя, а потом предлагаю их людям. Мои работы находятся в частных коллекциях России и стран СНГ.

 

Вы что-то оставляете для себя после продажи картин?

Естественно. Фотографии, этюды, эскизы.

 

Сколько примерно времени Вы тратите на одну работу?

По-разному. Некоторые работы рождаются сразу, на одном дыхании. А другие работы не идут. Я могу начать картину сегодня, а закончить ее только через год, два, три.

 

Как у Вас рождаются идеи картин? Много ли существует в Вашем воображении еще не написанных картин?

В воображении существует множество картин. Потому что хочется одно, хочется другое, хочется третье. Так что воображаемых работ много. Самое главное сделать их реальными.

 

Как Вы совершенствуетесь? Вы, вообще, критично относитесь к своим работам?

Нет предела совершенству. Я очень критично отношусь к своим работам. Но это не означает, что как только я вижу в них какие-то вещи, которые меня не устраивают, я сразу беру кисть и все начинаю переделывать. Я считаю, что лучше написать новую работу, в которой можно исправить ошибки предыдущей.

 

Можно немного о копиях Ваших картин? Вы делаете их один к одному, или есть что-то, что Вы хотели бы изменить в новой картине?

Со своих работ я копий не делаю. У меня бывает серия работ, т.е. 3-4 работы очень похожие друг на друга, но тем не менее - все разные.

 

Переписываете ли Вы работы других авторов?

Да, я копирую иногда других авторов, которые меня затронули. Но это копии свободные, т.е. доработанные или измененные мной. Когда я делаю копии чьих-то работ, для меня главное проанализировать и понять: подходит ли мне этот метод? Одно время я копировала Ван Гога. Мне хотелось постичь его технику. Но несмотря на то, что его работы мне очень нравятся, я их не буду держать у себя дома. На мой взгляд, они очень эмоциональны и не подходят для каждодневного рассмотрения.

 

Часто ли Вы посещаете выставки других художников? И что это Вам дает?

Я посещаю выставки других художников довольно часто. Это мне дает творческий подъем и эмоциональную поддержку. Когда я вижу, что другой очень талантливый художник сделал что-то довольно интересное, мне тоже хочется попробовать что-то новое.

 

А сами Вы часто участвуете в выставках?

С Творческим союзом художником «Палитра» мы организуем выставки 2-3 раза в год. Я принимала участие и стала лауреатом 20 коллективных выставок, а также всероссийского конкурса «Салют победы». На моем счету несколько персональных выставок.

 

Как Вы попали в Творческий союз художников «Палитра»? Что это Вам дает?

В Творческий союз художников «Палитра» я вошла в 2000 году. Я взяла свои работы и показала их членам правления. Мои работы понравились, и меня приняли. Сегодня я являюсь ответственным секретарем и заместителем Председателя союза «Палитра». Членство мне дает возможность участвовать в выставках и общаться с художниками.

 

Что Вы можете пожелать начинающим художникам?

Работать, работать, и еще раз работать…

 

Татьяна Казакова на пленэре
На пленэре - село Рождествено

Дата интервью: 23 июня 2010 г.

© Ники Лу, Time-Spending.com


Примечание. Это интервью я публикую с любезного разрешения Ники Лу, взявшей его у меня, и сайта time-spending.com, где оно было размещено. 

Татьяна Казакова