Этюд


Этюд (от фр. е́tude - изучение)

Произведение вспомогательного характера (чаще всего небольшого размера), выполненное целиком с натуры с целью ее изучения и/или использования в картине, как частично так и полностью. 


Обычно этюд служит подготовительным материалом для работы над картиной. В таком этюде художник разрабатывает детали картины, изучает натуру, решает пространственные задачи, исследует взаимодействие предметов, цвета и света.


Существует два типа этюдов: пленэрные (сделанные на природе) и студийные (сделанные в помещении). В пленэрных этюдах художник обычно концентрируется на свете и цвете, в студийных — на форме и расположении (позе). Однако при этом он может решать и другие задачи - все зависит от его целей и потребностей.

 


Интересно!

Айвазовский. Этюд воздуха над морем, 1835
Айвазовский. Этюд воздуха над морем, 1835

Этюды крупных мастеров часто имеют самостоятельную художественную ценность.

 

Возьмем для примера всем известного (а для многих любимого) Ивана Айвазовского, которого почти все считают русским художником-маринистом. На самом деле он армянин и при рождении получил имя Ованнес Гайвазян, затем он стал Гайвазовским и лишь в 1841 году (в возрасте 24 лет!) "появился на свет" Иван Константинович Айвазовский.

 

Путь Айвазовского к славе начался с небольшого этюда воздуха над морем, который он написал на 3-м году своего обучения в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга). За этот этюд он был награжден серебряной медалью второго достоинства. 


Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце, 1872
Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце, 1872

У импрессионистов этюды магическим образом превратились "в картины", в которых они якобы выражают свое впечатление, хотя, если быть точным, почти все их картины — это именно этюды, то есть произведения вспомогательного характера выполненное целиком с натуры


Для  справки...
Импрессионизм (фр. impressionisme, от impression - впечатление) - художественное течение в искусстве, возникшее в последней трети XIX века. Это название, использованное журналистом как насмешка, но потом получившее широкое распространение, возникло после первой выставки Салона Отверженных в 1874 году, на которой в числе прочих была выставлена картина Клода Моне "Впечатление. Восходящее солнце". 

 

Именно импрессионисты массово вышли рисовать на пленэр, на природу (до этого художники работали в только в студиях), чтобы "улавливать и передавать естественное освещение". Однако главной причиной такого массового "выхода в свет" стало появление готовых красок в тюбиках, которые всю предыдущую историю художники изготавливали самостоятельно.  Теперь любой мог стать "художником", даже не умея писать картины, ведь главное - импрессия, то есть впечатление. 

 

И хотя история импрессионизма охватывает всего 12 лет (с первой выставки в 1874 г. по последнюю, восьмую, в 1886 г.), он, несмотря на ряд полезных моментов, сыграл злую шутку с живописью, вызвав наплыв дилетантов. С его легкой руки руки многие, как прошлые, так и современные, художники так и застряли на стадии этюдов, точнее пленэрных набросков, лишь в небольшой части случаев дотягивающих до той стадии готовности, когда их можно с чистой совестью назвать картиной.  

 

Чтобы увидеть эту разницу, сравните, например, показанные выше "этюд" Айвазовского и "картину" Моне. Не путайте последнего с Эдуардом Мане, который, хоть и сидел часто на пленэрах бок о бок с Моне, но отказывался участвовать в выставках импрессионистов и был прекрасным художником. Так же, как и Пьер Ренуар, которого многие ошибочно считают импрессионистом.  Хотя Ренуар и принял участие в ряде (4 из 8) выставок импрессионистов, его "импрессионистский период" длился всего 8 лет (с 1874 по 1882 год), то есть был в полтора раза короче всего "века импрессионизма". До и после этого он писал картины исключительно в классическом стиле. Или Эдгар Дега, который хоть и активно участвовал в выставках импрессионистов, пропустив только одну, никогда не писал свои работы на пленэре*...

 

Александр Казаков

__________________________________________
* Пожалуй, на этом стоит остановиться и создать о специальную статью Словарика об импрессионизме, поскольку это явление интересует многих и порождает много мифов. - АК