Лессировка


Лессировка (от нем. Lasierung - глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze - глазурь, глянец)

Один из приемов живописи, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх уже высохших красок. 


В основном лессировка используется для того, чтобы:

  • получить более сочный и глубокий составной цвет, недостижимый простым смешением красок на палитре;
  • изменить тон уже нанесенных мазков краски, например сделать небо более теплым, а траву более холодной;
  • повысить или понизить интенсивность (звучность) ранее наложенных мазков;
  • создать эффект прозрачности, переливчатости;
  • добиться иного нужного автору картины эффекта. 

 

Применяется лессировка также и для окончательной обработка картин, например для того, чтобы разделить планы картины, делая более сочным, ярким передний план (как бы "выдвигая" его вперед) и приглушая задний ("отодвигая" его).

 

С помощью лессировки можно дополнить или закончить почти всякую уже начатую картину, но намного лучший результат достигается при лессировке специально подготовленного для этой цели подмалевка. В этом случае подмалевок выполняется таким образом, чтобы живопись его была светлее или холоднее, чем должна быть в законченном виде, а нужный тон и светотень достигается лессировкой, накладываемый на тона подмалевка.

  

Лессировки условно делятся на прозрачные и полупрозрачные (известные так же как матовые, мутные, глухие).

  • Прозрачная лессировка (лессировка) лишь изменяет тон нижележащего слоя, делая его более сочным и более прозрачным, не меняя детали картины.
  • Полупрозрачная лессировка (полулессировка) может существенно изменить детали подмалевка, в зависимости от количества и прозрачности наложенной краски.

  

Лессировка

Эффект прозрачной лессировки подобен результату наложения цветного стекла поверх картины: красочный слой не только меняет свой цвет, но и получает большую силу. Так, зеленый цвет, полученный в результате лессировки синего желтой краской, будет всегда звучнее того цвета, который получится простым смешиванием желтой и синей красок. Лучи цвета, проникающие через лессировочный слой, отражаются от лежащего ниже слоя и, возвращаясь сквозь тонкую лессировку, умножают силу цвета.

 

Живопись, исполненная лессировками, приобретает на основании законов оптики необычайную насыщенность и звучность красок, придающих ей особую красоту, недостижимую в живописи корпусными красками, но на основании тех же законов она во многих отношениях и теряет.

 

Лессировки вследствие своего физического строения сильно поглощают свет, и потому картина, исполненная ими, требует для своего освещения значительно большего количества света, чем живопись, выдержанная в корпусных красках, которые больше отражают свет, чем поглощают.

 

Возьмем для наглядности этапы написания картины "Стражники" (Sentries) американской художницей Алекс Зонис. На первом рисунке вы видите имприматуру, на втором – подмалевок, на третьем – первый слой лессировки, а на четвертом – готовую картину после последующих лессировок.

 

 

Полулессировка

То есть наносимая тонким слоем полупрозрачная краска. С оптической точки зрения подобный слой красок передает так называемые «мутные среды», присущие природе. Благодаря таким средам мы видим, например, синий цвет неба днем, как и его красный цвет на закате и восходе.

 

Исходя из тех же законов оптики, светлые полупрозрачные краски, нанесенные на темную поверхность, дадут тона с холодным оттенком; а те же краски, но нанесенные на белую поверхность, дадут тона с теплым оттенком.

 

Именно с помощью полулессировок старые мастера получали свои серые переходные полутона в живописи тела, нанося полупрозрачные светлые краски на коричневый темный грунт.

 

Тона, получаемые с помощью полулессировок, обладают своеобразной красотой. Они не блещут силой и яркостью, но простым смешением красок на палитре получить их просто невозможно.

 

Старые мастера позднейшей эпохи использовали полулессировку широко. Использую ее и современные художники, причем зачастую случайно или бессознательно.

 

При лессировке следует иметь в виду следующие моменты:

  1. Для разжижения красок используется масло (натуральное или сгущенное путем выстаивания на солнце), масляные лаки и лаки для живописи.
  2. Лессировка может выполняться как отдельными красками, так и их смесью.
  3. Лессировкой можно как получить более яркий и более сильный тон, так и погасить "кричащие" краски.
  4. Чем нежнее должна быть лессировка по тону и чем светлее, тем более светлыми должны быть подлежащие краски. На темном основании, можно получить лишь темную и глубокую лессировку.
  5. Лессировку можно наносить одна на другую много раз, обязательно давая просохнуть предыдущему слою.
  6. Чтобы ровно наложить негустую лессировочную краску, можно использовать кисть, кусок шелковой материи, ладонь руки и тому подобное. Густые же лессировки лучше наносить с помощью мягкого флейца, то есть широкой плоской кисти, как раз и предназначенной для этой цели.
  7. Слои лессировки необходимо хорошо просушивать, как и обычные корпусные мазки.
  8. При слишком большом числе лессировок живопись темнеет, особенно если использовать много масла.
  9. Неудавшиеся лессировки легко удаляются с поверхности картины мякишем хлеба или ватой.
  10. Лессировки лучше ложатся на гладкую поверхность, а потому перед лессировкой шероховатого подмалевка желательно подвергнуть его шлифовке.