Имприматура


Импримату́ра (от итал. imprimatura - первый слой краски)

Цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта, вошедшая в практику итальянских художников с XVI века. Простой и эффективный способ создать цветовую гармонию картины.


Писать на белом холсте очень трудно, т.к. пока весь холст не покрыт цветом, совершенно непонятны отношения и воздействия уже наложенных красок. При тонкослойном письме цвет грунта, просвечивая через слои красок, оказывает на них влияние, объединяет их в цветовом отношении. Так, на грунтах с теплыми и горячими оттенками цвета легче выдержать живопись в теплых тонах, на серых - в серебристых, на холодных - в холодных, на темном грунте - в темных тонах и т. п. 

 

Имприматура делается по-разному. Можно просто нанести грунт с добавлением нужного пигмента на проклеенный холст. Можно добавить пигмент только в последний слой грунта или сделать цветную тонировку белого просохшего грунта масляными красками. Старые мастера делали имприматуру чаще всего кроющей краской (смесь свинцовых белил с краской).

 

Имприматура может быть одноцветной однородной, одноцветной неоднородной (с распределением света) и многоцветной, когда цветовые пятна наносятся в соответствии с будущей картиной. Не следует путать имприматуру с подмалёвком - на последних двух фото для сравнения показаны и имприматура, и подмалевок американской художницы Алекс Зонис.

Интересно! 

Веронезе писал по светлому жемчужно-серому или серо-голубому грунту. 

 

Тициан сначала писал по белому, потом стал покрывать грунт прозрачным красным тоном, придающим живописи теплоту, а потом стал использовать нейтрально тёмный.

 

Тинторетто использовал грунт тёмных цветов — серый или шоколадный.

 

Рубенс работал на белом, светло-сером и тёмно-сером грунтах.

 

Рембрандт сначала писал по белому грунту с проработкой рисунка и форм прозрачной золотисто-коричневой краской. Позже он стал применять серый грунт и тёмную имприматуру, а рисунок прописывал коричневой прозрачной краской, очень тёмной: именно такая техника придаёт особую теплоту и глубину его произведениям.

 

Эль Греко выполнял подготовительный рисунок на белом грунте, который затем покрывал коричневой краской (жжёной умброй), чтобы белый грунт просвечивал через неё. Затем он моделировал формы в светах и полутонах белилами, причём полутона в этом случае приобретали удивительный серо-перламутровый тон, который невозможно получить простым смешением красок на палитре.


Более подробно об имприматуре вы может узнать из уст Татьяны Казаковой, активно использующей ее в своих картинах и описывающей ее, рассказывающей о ней и даже показывающей процесс ее создания в своей статье Что такое имприматура, в разделе Начинающему художнику.