Гризайль


Гризайль (от франц. grisaille, от gris – серый)

Вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.

 


Гризайль в архитектуре

 

Изначально гризайль служила для имитации скульптурных рельефов на стенах и потолке. Художники старались максимально точно нарисовать архитектурные детали так, чтобы сделать рисунок объемным. В сочетании с многоцветной росписью они получались невероятно красивыми, и с первого раза почти невозможно было отличить, где скульптура, а где живопись, особенно в случае гризайли на потолке.

 

Способность гризайли имитировать живописными средствами скульптурный рельеф широко использовалась в украшении интерьеров дворцов и особняков. Нередко мастера настолько мастерски использовали оптическую иллюзию, что зрителю приходилось ломать голову, что же перед ним: скульптура или живопись. Вот два примера такой иллюзии.


Вестибюль Дворца усадьбы Кусково

 

Этот вестибюль является весьма интересным с точки зрения интерьера. На первый взгляд кажется, что он целиком отделан камнем. Однако... 

 

Его стены расписаны масляной краской по штукатурке, имитируя розовый и серо-зеленый мрамор. Декоративные вазы в нишах, золоченые гирлянды и венчающие пилястры беломраморные капители сделаны из папье-маше.

 

А графский герб Шереметевых над входом и прямоугольные панно с изображением античных героев под потолком по всему периметру вестибюля как раз нарисованы гризайлью, создавая полную иллюзию скульптурного барельефа. 

Папский дворец в Ватикане

 

Другим примером использования гризайли служит приведенный справа потолок в галерее Арацци, находящейся в папском дворце.

 

Если, с какой-то натяжкой, еще можно сказать, что узоры потолка расписаны, а не вылеплены, то про скульптурную группу в центре потолка этого никак не скажешь. Кажется даже, что головы отделены от потолка. Тем не менее, это тоже не барельеф, а роспись в технике гризайль. Все света и тени выполнены столь искусно, что барельеф кажется реально выпуклым, а не плоским.

 

Как вы видите потолок сделан неодноцветным, но каждый его отдельный кусок нарисован с использованием тонов одного цвета, то есть это гризайль (имитация барельефа путем нанесения оттенков краски одного цвета) в полном ее смысле. 

 

В отличие от личных апартаментов папы Юлия II, расписанных Рафаэлем и приведенных на следующей фотографии. Здесь гризайль настолько тесно переплетается с многоцветной живописью, что трудно сказать, где начинается одно и кончается второе, и есть ли здесь реальный барельеф.


Гризайль в живописи 

 

Тончайшие градации оттенков одного цвета позволяли мастерам гризайли превосходно передавать объём, светотеневую моделировку барельефов. Позже гризайль перекочевала в станковую живопись. Поначалу гризайль использовали в качестве вспомогательного инструмента, например, для создания эскизов, но затем она переросла в самостоятельный вид живописи.

 

Начала расширяться палитра, например, живописцы стали использовать сепию, то есть краску, которую изготавливали, используя вещество из чернильного мешка морской каракатицы. В технике гризайльной живописи ученики делали наброски с натуры и с образцов античной пластики. 

 

Однако в основном гризайль в живописи использовалась и продолжает использоваться для создания одноцветного подмалевка, поверх которого накладываются цветные лессировки, чтобы придать нужный цвет каждому участку картины.

 

Другими словами, гризайль используется для прорисовки формы живописных объектов, например головы, позволяя отвлечься от их цвета. Наносить свет и тень разноцветными красками, как это делается в живописи аля-прима, очень трудно, и ошибки здесь просто неизбежны.

 

Другое дело, когда света и тени, например на лице, наносятся краской одного цвета, позволяя забыть о цвете и думать только о форме, совсем как в карандашном наброске.

 

А когда нужная комбинация светотени достигнута и форма получена, можно спокойно заняться цветом, практически забыв о форме, поскольку гризайль, просвечивая через лессировки, делает цвет темнее или светлее именно там, где этого требует форма.

 


Для сведения: слово "гризайль" женского рода, поэтому правильно писать, например, "техника гризайли", а не "техника гризайля", как это делают некоторые авторы. - АК