Словарик терминов, связанных с живописью


Идея создания этого словарика возникла после безуспешных попыток найти простое и понятное определение того или иного термина, а главное — его пояснение. В результате мой муж Александр начал скрупулезно составлять этот словарик, который скорее можно назвать художественной микроэнциклопедией, поскольку он содержит не только термины... 

 

Прежде чем добавить очередную статью, Александр скрупулезно анализирует все, что он находит в Интернете, затем берет наиболее удачное определение термина, подправляет его так, чтобы оно стало понятным даже новичку. На этом он не останавливается — начинается кропотливая работа над составлением описания термина, его иллюстрированием, подбором примеров и интересных фактов, связанных с термином.

 

Поэтому словарик пока не так велик, как кому-то возможно хотелось бы, но он содержит именно те термины, которые нужны  людям, отдаленно знакомым с живописью, в первую очередь, и потихоньку растет... 

 

О том, что эта его работа важна и что он делает ее правильно, говорит статистика посещения нашего сайта — довольно большая часть визитов приходится именно на словарик. Люди ходят сюда, часто по многу раз, а это значит, что они нашли тут то, что искали...

 

На этой странице показаны только краткие определения терминов (в алфавитном порядке). Полное иллюстрированное пояснение каждого термина находится на отдельной станице. Чтобы попасть на нее, щелкните ссылку Читать далее, стоящую в конце каждого определения, или выберите нужную страницу в раскрывающемся меню слева ().


Гризайль (от франц. grisaille, от gris - серый)

Вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.

Читать далее...


Импримату́ра (от итал. imprimatura - первый слой краски)

Цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта, вошедшая в практику итальянских художников с XVI векаПростой и эффективный способ создать цветовую гармонию картины. 

Читать далее...


Лессировка (от нем. Lasierung - глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze - глазурь, глянец)

Один из приемов живописи, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх уже высохших красок. 

  Читать далее... 


Мастихин (от итал. mestichino - шпатель

Металлический инструмент художника разных размеров и формы, рабочей частью которого является тонкая и гибкая стальная пластина, жестко закрепленная в деревянной ручке. 

 Читать далее... 


Оргалит (дословно: органический камень)

Древесно-волокнистая плита (ДВП) — материал, получаемый горячим прессованием массы, состоящей из целлюлозных волокон, воды, синтетических полимеров и специальных добавок.

 

Читать далее... 


Палитра (от фр. palette - пластина)

Небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной, овальной или фигурной (произвольной) формы, на которой художник смешивает краски во время написания картины. 

Читать далее...


Пленэ́р (от фр. en plein air - на открытом воздухе)

1. Воспроизведение естественного освещения и воздушной среды в живописи.

2. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник.

3. Пребывание художника на открытом воздухе с целью написания этюда или картины.

 Читать далее...


Подмалёвок 

Вариант эскиза в живописи, начальный этап работы над картиной, представляющий собой нанесение на холст композиции будущей работы, раскладка основных цветовых «пятен», грубая проработка объёма и формы основными тонами краски.  

Читать далее...


Этюд (от фр. е́tude - изучение)

Произведение вспомогательного характера (чаще всего небольшого размера), выполненное целиком с натуры с целью её изучения. Обычно служит подготовительным материалом для работы над картиной. 

Читать далее...


© Александр Казаков, 2013-2015

 

При полном или частичном копировании словарика обязательно указывайте его автора, давайте ссылку на этот сайт (www.tatyana-kazakova-art.ru) и добавляйте один из следующих бейджиков: