Что такое имприматура


Имприматура картины "Пионы акванавты"
Имприматура картины "Пионы акванавты"

Меня часто спрашивают: "Что это за зверь такой – имприматура? Для чего она нужна? Чем она отличается от подмалевка? А самое главное, как ее сделать?" 

 

Давайте, сначала я рассажу об имприматуре, для чего она нужна и о том, как ее делать, а уж потом вкратце поясню ее отличие от подмалевка и даже дам заучить поговорку, которая позволит вам больше не путать имприматуру и подмалевок. Итак...

 

Имприматура – это первый красочный слой картины. Это простой и легкий способ сразу же сформировать цветовую гармонию картины, ее палитру, как говорят художники.

 

Имприматура упрощает жизнь художнику – с ней ему легче выдержать картину в холодных или теплых тонах, легче выдержать цветовые отношения. А вот писать по белому грунту довольно трудно. Мы не можем одновременно работать по всей плоскости картины, так как в основном пишем только одной рукой и делаем это последовательно. Сначала здесь наложим краску, затем рядом, затем еще где-то... То есть шаг за шагом, мазок за мазком.

 

Если вы опытный художник, вы сможете вести работу так, что в конце у вас все получится, как надо. А если не очень, у вас проблема, большая проблема. Скажу по секрету: даже самые опытные художники предпочитают начинать с имприматуры. Зачастую она не просто подспорье, а существенный и порой даже главный элемент картины. Вы убедитесь в этом, когда посмотрите ниже мою картину, главным элементом которой является не кот, как это ни странно, а госпожа имприматура.

 

Представим, что у нас белый холст и мы начинаем писать на нем картину. Мы кладем первый мазок – того цвета, что подобрали на палитре. Цвет, как нам кажется, один в один соответствует натуре или тому, что мы представляем в воображении. Затем мы кладем второй мазок, третий, четвертый... И вот в конце, когда мы покроем этими мазками весь холст (а он, родимый, еще и два метра на два), то обнаружим, что наш первый мазок совсем не того цвета, второй тоже. Да и остальные разъехались, кто куда... Эххх... Придется переделывать...

 

Имприматура вносит в будущую картину порядок. Образно говоря, она как бы является размеченной канвой для вышивки. Вы кладете мазок поверх нее, и сразу видите, верен его цвет или нет. Если нет, вы тут же его исправляете.

 

Имприматура бывает разной. Во-первых, она бывает однослойной или многослойной, то есть вы либо наносите имприматуру сразу, за один присест, либо сначала создаете один ее слой, даете ему просохнуть, а затем накладываете второй, а может – даже и третий, четвертый... Во-вторых, она различается по количеству цветов и однородности, делясь на четыре вида:

  1. Одноцветная однородная (тут вы просто маляр, вам надо просто покрасить холст в какой-то цвет).
  2. Одноцветная неоднородная (вы уже не просто маляр, поскольку накладываете краску творчески: где густо, где пусто, а где-то в растирку, но все опять же вы делаете краской одного цвета).
  3. Разноцветная однородная (как в первом варианте, но красками разного цвета, а не одного, как бы маляр, которому не хватает одинаковой краски на всю стену, и он ее красит разными).
  4. Разноцветная неоднородная (ну, тут понятно, никакого порядка ни в цвете красок, ни в равномерности малярных работ, прямо маляр-импрессионист какой-то...).

Вот фотографии трех моих имприматур, наглядно показывающие имприматуры 1, 2 и 4 вида.

 

На первой фотографии вы видите одноцветную (серую) однородную имприматуру картины Пионовый рассвет. Такую же имприматуру я использовала для картины Я страшная тигра.

 

На втором фото вы видите имприматуру картины "Пионы гейши", она тоже одноцветная, хотя и другого цвета (желтый акрил), но не совсем однородная - я ее замазюкала как бы небрежно, как ленивый маляр, но эта неоднородность, просвечивая через верхние краски, внесла в картину нужную мне игру света. Более явный пример такой имприматуры вы найдете в статье Имприматура в Словарике художника, который ведет мой муж. Это первая фотография в ней (слева от моей имприматуры Пионы акванавты). На ней снята имприматура "Болотного пейзажа" американской художницы и музыкантки Jan Blencowe - я, честно говоря, не знаю как произносится ее имя, поэтому пишу как есть.

 

Ну и, наконец, на третьем снимке имприматура для другой моей картины из пионовой серии, Пионы акванавты. На этот раз она не только разноцветная, но и разнородная, то есть это имприматура четвертого типа. И вправду импрессионизм, не так ли?

 

Я не нашла фотографии своей имприматуры третьего вида, но думаю, и так понятно, как она примерно должна выглядеть. Ну, например синеватый верх для неба, зеленоватый низ для земли. Хотя можно и наоборот: для неба сделать теплую имприматуру, а для земли холодную. Все зависит от того, что вы хотите получить.

 

(Кстати, если вы щелкнете ссылки в описании каждой фотографии выше, вы увидите, что я потом сделала с этой имприматурой. И, возможно, даже заметите, как она повлияла на готовую картину.)

 

Ну, вот так примерно можно описать имприматуру словами. Надеюсь, вы поняли меня. Говорить о ней я могу долго и нудно, причем она заслуживает этого вполне, но лучше посмотрите следующий видеоролик, который я подготовила специально для этой статьи. Да и послушайте заодно – не все ведь хорошо воспринимают письменный текст, зато хорошо понимают то же самое, сказанное вслух. Слов там будет поменьше, но зато они сопровождаются убаюкивающими движениями моей кисти или поясняют то, что вы видите. Прошу извинить за серый левый верхний угол холста - это в камеру отразилась закрепленная на мольберте лампа.

 

 

В видео имприматура, как вы видели, двухслойная. Первый слой я нанесла красной акриловой строительной (до чего только не додумаются художники! :) краской и сделала это мастихином. Второй слой выполнен масляной краской (ультрамарин светлый), разжиженной растворителем. Так как масляная краска наносилась очень тонко, нижний слой просвечивает. То есть я сделала как бы лессировку первого слоя имприматуры, добиваясь нужного мне цветового колорита.

 

Более того, если считать еще и белый грунт холста, который вылезает в прорехах первого, красного, слоя, и просвечивает через лессировку второго, ультрамаринового, то получилась как бы трехслойная имприматура.

 

Эта имприматура была сделана для картины "Хранитель", в которой она не только задает цветовой строй картины, но и образует ее фон. Вот она...

 

Татьяна Казакова. Хранитель.
Татьяна Казакова. Хранитель.

К сожалению, я поленилась сделать фото готовой имприматуры, но на словах это все кроме кота, луны, деревьев, правого забора и земли под котом. Впрочем, в других местах картины она тоже не исчезла, например она явно просвечивает как через самого Хранителя, так и через остальное, кроме, разве что, луны.

 

А теперь представьте, что вы попытаетесь повторить эту картину (во всех ее элементах!) без имприматуры, в стиле аля-прима, то есть мазок за мазком... Я лично на это просто не решусь. Это будет не просто каторжная работа, она вообще не получится! Ни у вас, ни у меня...

 

Готова подарить эту картину любому, кто сможет воссоздать ее в технике аля-прима хотя бы приблизительно по форме, но с тем же цветовым колоритом, той же атмосферой.

 

Присмотритесь к картине: она в принципе проста, но она завораживает даже меня. И благодаря как раз двух... нет... трехслойной имприматуре. Именно она создает ту атмосферу сказки, таинства, которую я хотела получить в картине. Кот одновременно и живой, и призрачный, и обычный, и гигантский. Ну, реальный Хранитель... Картина, сколько ни смотри на нее, как бы издевается над вами, не давая вам определиться с размерами и расстояниями, с реальностью и нереальностью... Вот такая вот она, Госпожа Имприматура!

 

Ну и, наконец, приведу обещанные отличия имприматуры от подмалевка... Отличий очень много, но главным среди них является их назначение. 

  • Назначение имприматуры – создать цветовую основу для будущей картины, чтобы было легче выдержать отношения наносимых красок. Помню, мой учитель, Венир Романович Кныжов, а в паре с ним и мой муж :), твердил: "Отношения, отношения, отношения... Рисуем цветок, но смотрим на него через вазу, выдерживая цвета относительно нее, и наоборот..." Имприматура – как бы заранее зафиксированное на холсте отношение. Она либо определяет какой-то средний цвет, если она одноцветная, либо формирует цветовую канву, когда она разноцветная. 
  • Назначение подмалевка – задать для будущей картины форму, то есть показать на картине места светлые, места темные и места промежуточные между ними. Это может быть сделано грубо, обобщенно при письме аля-прима или точно, тютелька в тютельку при многослойном письме с использованием лессировок.

 А чтобы вам было легче запомнить эту разницу, просто заучите поговорку "Имприматура для цвета, подмалевок для света". (Точнее, для светлоты, но так проще запомнить).

 

Но если быть честной, даже я не всегда могу отличить одно от другого. Да и не надо это... Главное, не как зовут, а что дает. Вы можете спокойно сотворять их комбинацию, этакий «импрималёвок», который одновременно задаст для вас как световую форму, так и цветовую канву вашей картины. Собственно, упомянутая выше имприматура Jan Blencowe как раз и является таким импрималевком - она одновременно опора и для цвета, и для света.

 

И еще раз повторюсь. Даже опытные художники начинают картину с имприматуры. Поэтому и вы не должны ею гнушаться. Он не просто название в словаре, она ваша лучшая подруга.

 

Подмалевок у вас может быть, а может и не быть, но имприматура, хотя бы простая, быть должна обязательно. Никогда, я повторяю никогда!, не начинайте писать на белом холсте, не повторяйте моих ошибок прошлого. Любая краска, даже самая светлая, выглядит на снежно-белом фоне намного темнее, но стоит окружить ее красками потемнее, как она тут же светлеет, начинает выпирать из картины, кричать... Это крик о помощи, а помочь ей может только имприматура, даже если она – просто ровно наложенный на холст слой умбры...

 

Успехов вам!

Татьяна Казакова


Если вам понравилось, поделитесь с друзьями →

Если же у вас возникли вопросы или вы с чем-то несогласны, или у вас есть пожелания, то оставьте комментарий. На вопросы я отвечу сразу, а ваши замечания и пожелания я учту и использую для уточнения текста этой статьи и в будущих статьях. Вы можете даже подсказать мне, статью о чем вы хотели бы увидеть в этом разделе следующей.  И не стесняйтесь – мне очень важны ваши мнения!

Оставить комментарий

Комментарии: 29
  • #1

    Алексей (Вторник, 24 Март 2015 15:56)

    Татьяна, это опять я. :)

    Огромнейшее вам спасибо!
    Вы действительно излагаете туманные вещи так просто и наглядно, что все сразу становится на свои места. На фейсбуке вам пишут, что они закончили художки, а так и не поняли эту имприматуру, а я вынужден признаться, что у меня за плечами институт и несколько лет практике, но я в том же положении. По-моему вы спокойно можете перименовать раздел в "Любому художнику". :)

    Вопрос по горячим следам...

    Вы пишете "Подмалевок у вас может быть, а может и не быть, но имприматура, хотя бы простая, быть должна обязательно". Но я так понял, что если весь холст покрыть тонированным подмалевком, то он одновременно будет служить имприматурой, то есть в этом случае не надо сначала имприматурить холст, а потом делать подмалевок. Я правильно это понял?

  • #2

    Казакова Татьяна Николаевна (Среда, 25 Март 2015 20:42)

    Алексей, спасибо за высокую оценку!

    По поводу подмалевка.
    Имприматура в её изначальном применении использовалась на начальном этапе подготовки основы для живописи. Т.е. проклейка основы, грунтовка, снова проклейка и имприматура - тонкий слой краски. А уже затем идут работы непосредственно связанные с живописью - рисунок, подмалевок и т.д. Художники и раньше, да и сейчас работают часто не по правилам. Холст есть, но ещё не совсем готов - купили в магазине, уже на подрамнике, уже загрунтованный. Проклеивать, а тем более наносить имприматуру некогда - идея в голове, натура под рукой. Ну и делаем подмалевок. Самое главное в этот момент - делать это быстро, как бы наспех, доверясь полностью своей интуиции, отключив своего внутреннего контролера. В этом случае у вас все может и получиться, беда в том, что неподготовленный холст как губка впитывает в себя краску, и если вы неверно её нанесли, то... Сами думайте, что у вас получилось.
    А вообще в живописи как и в любом творчестве нет правильного и неправильного. Все зависит от вас.
    Я поняла, что мне с имприматурой легче. Поэтому я заранее готовлю холсты. Часто я и сама ещё не знаю для какой картины. Тогда я делаю простую одно- двухслойную имприматуру. Ну а если для какой- то конкретной картины- то тут и нанесение моделирующей пасты, и шпатлевка по дереву, и ошкуривание и многослойная имприматура. Можно её конечно назвать и фоном. Но как говориться "разве роза перестанет быть розой, если мы назовём её по-другому"

  • #3

    Татьяна (Среда, 15 Июль 2015 18:02)

    Татьяна, очень хороший и полезный урок! У меня никакой художки за плечами, вообще ничего, кроме МК разных художников на ю-тубе. То, что я прочитала, а потом послушала в ролике, просто открытие для меня. Я об этом от художников или не слышала, или они об этом не говорили. Для меня "фон" всегда казался самым сложным. Что бы такое придумать, чтобы живо и интересно было на картине? Сначала я рисовала то, что планировала, а потом все это "портила" фоном, и не могла понять, в чем дело. Теперь кое-что поняла, чтобы понять полностью, надо проделать это самой.
    А для изображения неба и моря тоже нужна имприматура?

  • #4

    Татьяна Казакова (Четверг, 16 Июль 2015 22:45)

    Таня, если я правильно поняла - ты хочешь написать морской пейзаж. Ты можешь весь холст покрыть какой-нибудь охрой. Разбавляешь охру разбавителем и быстро покрываешь поверхность холста этой жидкой краской кистью, губкой. Излишки краски можно снять тряпкой (покрыла холст - а затем вытираешь его, как стол после еды), в результате на холсте - тонкий слой краски. который на следующий день уже готов к письму, а если день жаркий, то уже через несколько часов. Некоторые художники для ускорения сушки используют фен.
    Пробуй, свой опыт самый лучший.
    Я немного исказила первоначальный смысл имприматуры - имприматура - первый слой краски. я пошла дальше - многослойная имприматура. Это потому. что иногда я просто готовлю холст - покрываю его одним слоем, затем другим. потом третьим, в результате сам холст "рождает" картину.
    "Дорога жизни" (другое название картины "322") как раз так и написалась. Была просто идея, расплывчатая, неясная. Начала "мазать" холст. Вначале - шпатлевка, затем имприматура - охра, затем - сиена жженая, потом изумрудная, потом - вроде бы марс.
    В последнее время я все картины с начинаю с окружения писать - предположим натюрморт - яблоко, стол, стена. Вначале пишу стену, стол, потом яблоко (стадия подмалевка), затем прописка

  • #5

    Татьяна (Пятница, 17 Июль 2015 20:18)

    Это интересная идея, когда сам холст подсказывает сюжет, тем более, для начинающего и неумеющего "художника". У меня тоже так уже "рождались" темы, вернее, появлялись в процессе, хотя задумывалось совсем другое.
    Татьяна, как я понимаю, в результате многослойности холст остается гладким, т.е. имприматура должна быть без густых мазков, без текстуры? А то ведь потом текстура может мешать дальнейшей живописи? Или нет?

  • #6

    Татьяна Казакова (Суббота, 18 Июль 2015 22:38)

    Таня, лучше один раз увидеть.
    Я поняла. что очень трудно словами описать процесс нанесения имприматуры. поэтому начинаю делать видео. Первое видео посвящено разноцветной однородной имприматуре.
    Текстура холста сохраняется, просто он становится разноцветным

  • #7

    Света Ерохина (Вторник, 28 Июль 2015 14:02)

    Татьяна, доброго дня! Большое спасибо за видео и пояснения. Очень интересно. Подскажите, пожалуйста, чем разбавлять смесь имприматуры лаком и маслом? И как долго должна сохнуть имприматура, до полного высыхания? Хочу прост попробовать сделать одноцветную имприматуру, гладкую, для натюрморта. Спасибо большое!

  • #8

    Татьяна Казакова (Среда, 29 Июль 2015 17:15)

    Света, доброго Вам дня!

    Ни в коем случае не маслом или лаком! Только разбавителем. Почитайте статью "Краски. С чего начать" – там подробно описано, почему.

    Повторюсь на всякий случай...

    Имприматура – это первый красочный слой (в классическом понимании). Этот слой преследует две цели:
    1. Создание тонкой масляной пленки, чтобы грунт не тянул масло из живописи.
    2. Формирование некоего среднего тона Вашей картины, чтобы вам было легче выдерживать отношения.

    Итак, Вы хотите сделать однослойную, одноцветную, однородную имприматуру (то есть вся поверхность холста у Вас будет ровно закрашена одним цветом). Вкратце опишу весь процесс создания такой имприматуры.

    1. Подбираете колер (цвет) смеси – намешиваете его из неразбавленных красок (2-3 краски, можно с добавлением белил).

    2. Разбавляете полученный колер разбавителем. Снова обращаю внимание – не маслом, не лаком, а разбавителем: пинен, уайт-спирит, скипидар, другой разбавитель без запаха – на ваше усмотрение.

    3. Консистенция этой смеси подбирается опытным путем, примерно как жидкая 15% сметана.

    4. В зависимости от размера холста, то есть от количества смеси, ее можно делать на палитре или в какой-то емкости.

    5. Флейцем, т. е. широкой плоской кистью (я использую 60 номер) быстро покрываете поверхность холста. Добиваетесь равномерности покраски, разравнивая наложенные мазки краски тем же флейцем или тряпкой. Можно покрывать холст не флейцем, а обычной хозяйственной губкой, и ею же и разровнять.

    6. После работы кисть надо вымыть. Я обычно сначала вытираю кисть бумагой (газетой, туалетной и т. п.), а затем тряпкой. Остатки краски с кисти смываю разбавителем: бултыхаю кисть в банке с разбавителем – керосином, скипидаром (покупаю в хозяйственном магазине), но бултыхать надо без фанатизма. Затем я мою кисть в теплой воде с хозяйственным мылом – намылю, смою, снова намылю и снова смою... И так до чистой воды. Если вы использовали губку, ее, если хотите, можете просто помыть с хозяйственным мылом

    Обычно, такая имприматура уже на следующий день готова к работе. Все зависит от толщины вашего слоя. Замечу, что сушить холст лучше в сухом и светлом помещении, однако сама я, из-за отсутствия места, сушу в туалете.

    Надеюсь, что понятно написала.

    Удачи!!

  • #9

    ЛенаХолст (Пятница, 19 Август 2016 07:57)

    Очень подробная статья. Мои благодарности :-)

  • #10

    Татьяна Казакова (Пятница, 19 Август 2016 22:45)

    Спасибо, Лена))

  • #11

    Лия Сосницкая (Понедельник, 23 Январь 2017 16:16)

    Благодарю Вас, Татьяна, за такую "убедительную" статью, обязательно приглашать в свои работы, Госпожу Имприматуру! Я, начинающий художник, без специального образования по живописи, а следовательно, многого не ведаю. Благодаря Вам, у меня картины стали приобретать, абсолютно другое звучание. Спасибо , Вам!

  • #12

    Татьяна Казакова (Понедельник, 23 Январь 2017 17:17)

    Лия, огромное спасибо за Ваш комментарий. Не зря, значит, написана статья. Удачи в творчестве!!!

  • #13

    Елена Назаренко (Вторник, 24 Январь 2017 02:17)

    Татьяна, большое спасибо за статью. Учусь по мастер-классам онлайн, а там про имприматуру ничего не говорится, поэтому полученные знания очень ценны. Удачи вам и творческих успехов!

  • #14

    Татьяна Казакова (Вторник, 24 Январь 2017 19:45)

    Елена, спасибо!! Рада, что статья помогает!!

  • #15

    Ацеховская Татьяна (Пятница, 27 Октябрь 2017 15:47)

    Я-любитель,нигде не учившийся и считавший,что у меня нет способностей рисовать,так как я не могу взять карандаш и нарисовать лицо с натуры.Но тянет,люблю живопись и нет ничего для меня интереснее,чем пойти на выставку или художественный музей.Начала смотреть в ю-Тьюбе и видела,как художник,изображая светло-голубое небо и такое же отражение в море,покрывает холст темно-бардовой краской и потом пишет по этому.Ну почему???Я была в шоке.Это меня опять остановило.Огромное Вам спасибо за информацию.Теперь все становится понятным и не таким безнадежным для меня.Еще раз спасибо!!!

  • #16

    Татьяна Казакова (Суббота, 28 Октябрь 2017 14:20)

    Татьяна, я вас очень понимаю, поскольку сама была точно в таком состоянии. Самое главное не останавливаться, а делать - рисовать, писать, пробовать что-то новое и понимание придет. Это как умение плавать - до тех пор пока сами не войдете в воду и не поплывете любые объяснения бесполезны.
    Открою вам секрет - взять карандаш и нарисовать лицо с натуры сразу, без опыта рисования вряд ли кто сможет. Только постоянное рисование приведет вас к успеху.
    Пишите, рисуйте. Задавайте вопросы.
    Спасибо за комментарий. Значит не зря статья была написана

  • #17

    Федора (Вторник, 30 Январь 2018 11:19)

    Не зря, не зря написана статья... попровую , потом покажу ...

  • #18

    Татьяна Казакова (Вторник, 30 Январь 2018 20:45)

    Федора, благодарю!!!

  • #19

    Елена (Понедельник, 26 Март 2018 23:02)

    Огромное спасибо за статью. Прочтя ее хочется творить с новой силой.

  • #20

    Леся (Вторник, 27 Март 2018)

    Спасибо , Татьяна за статью !)) на самом деле все разложилось по полочкам. С большим интересом буду штудировать все , написанное Вами, по ходу пьесы задавать вопросы.
    Здесь в комментах Вы упомянули моделирующую пасту ... рас кажите, пожалуйста , в каких случаях и для каких целей используете ее.

  • #21

    Леся (Вторник, 27 Март 2018 17:45)

    Не могу не добавить к предыдущему своему комменту -« Хранитель « произвёл впечатление до глубины души !)) смотришь и не насмотреться на него- прям светится изнутри !!! Чудеса !))
    Я бы хотела задать ещё такой вопрос - как можно и можно ли в принципе исправить уже полностью написанную картину ? Просто необходим Ваш совет - что там можно ( или нельзя)) сделать. Могу выслать фото куда скажете .
    Вот можно было бы организовать ещё рубрику - что можно и нужно изменить в картине «начинающего художника» , чтобы она стала похожа на «нормальную « картину ))

  • #22

    Татьяна Казакова (Вторник, 27 Март 2018 19:04)

    Елена, успеха Вам в вашем творчестве!!!

  • #23

    Татьяна Казакова (Вторник, 27 Март 2018 19:11)

    Леся, здравствуйте!
    Моделирующую пасту я в основном использую в самом начале - покрываю ею загрунтованный под живопись маслом холст. Это я делаю
    - если хочу получить более-менее ровную поверхность холста. Большим шпателем наношу пасту и разравниваю, стремлюсь сделать холст как можно глаже
    - когда хочу получить какую-нибудь фактуру. В этом случае, наношу пасту и стремлюсь получить какие-нибудь кочки, впадины, разводы. Без фанатизма, конечно, ведь потом по этому холсту писать надо))

  • #24

    Татьяна Казакова (Вторник, 27 Март 2018 19:13)

    Леся, фото картины можете выслать сообщением в В контакте или на Фейсбуке.

  • #25

    Ольга (Пятница, 04 Май 2018 10:50)

    Большое спасибо за пошаговое объяснение!
    У меня правда остался один вопрос. Перед началом работы на имприматуре нужно ли ее протирать растворителей, или маслом, или ретушным лаком, чтобы краска "сцепилась" с имприматурой?

  • #26

    Татьяна Казакова (Суббота, 05 Май 2018 01:03)

    Здравствуйте, Ольга.
    Обычно я свою имприматуру протираю или разбавителем (я использую пинен), или натираю чесноком (беру очищенную дольку чеснока, делаю надрез, и натираю холст) о, а затем втираю ладонью в поверхность холста отбеленное, выдержанное льняное масло, излишки удаляю тряпкой. Вместе с маслом удаляются и частички чеснока, если они конечно остались на поверхности. Ретушный лак не использую

  • #27

    Ольга (Суббота, 05 Май 2018 09:35)

    Большое спасибо за ответ! И за такие полезные видео =)

  • #28

    владимир (Пятница, 05 Октябрь 2018 14:44)

    Очень полезные советы! Татьяна, посоветуйте как быть в случае, когда уже сделана имприматура и на холсте бросается в глаза узелок. Срезать лезвием, покрыть грунтовкой, или есть еще какие то варианты?

  • #29

    Татьяна Казакова (Пятница, 05 Октябрь 2018 23:08)

    Добрый вечер, Владимир!
    Я бы оставила этот узелок. Всегда есть возможность обыграть его - наложив более пастозно краску.
    Если вы имприматуру делали маслом, то грунт может не лечь на нее.