Разбавители масляных красок


Разбавители масляных красок применяют в основном для разжижения (разбавления) масляных красок, хотя производители пишут, что их можно также использовать для мытья кистей, очистки палитры, что с моей точки зрения является просто расточительством. Палитру можно помыть более дешевыми разбавителями, купленными в хозяйственном магазине, а кисти — и вовсе просто хозяйственным мылом с теплой водой. Главное, не давать им засохнуть — кончили работать, сразу же вымыли. Впрочем, в данном вопросе сам художник решает чем ему мыть свои любимые кисти.

 

Я поклонница Санкт-Петербургского завода художественных красок «Невская палитра» (далее просто «ЗХК»), краски которого я нашла самыми лучшими из числа отечественных, а потому и разбавители я в основном использую именно его производства. Но иногда я покупаю и кое-какие разбавители Новосибирского производителя, ООО «Экспериментальная мастерская технологий искусств» (далее просто ЭМТИ).

 

Хочу предупредить: я говорю именно о разбавителях, а не растворителях. На первый взгляд между ними нет разницы — оба они разжижают краску. Однако разбавитель просто снижает вязкость краски, не нарушая ее структуру, и после высыхания испаряется, оставляя краску в ее родном виде. Попросту говоря, разбавитель просто облегчает «размазывание» краски, но в остальном нет никакой разницы, использовали ли вы разбавитель или нет. Я, кстати, теперь разбавители почти не использую, хотя раньше они у меня уходили пузырьками.

 

А вот растворитель вмешивается в структуру краски, растворяя ее пленкообразующие вещества, то есть масло, и после его высыхания вы получаете измененную краску, свойства которой могут разительно отличаться от заявленных. Например, она может расслаиваться, рассыпаться. Кроме того, растворитель способен растворить уже высохший слой краски, поверх которого вы накладываете новый слой с растворителем. Так что вместо, скажем, лессировки, вы, грубо говоря, получите живопись «по-сырому», в результате чего лессирующая краска смешается с краской основы и изменит как свой цвет, так и цвет основы, гарантируя вам непредсказуемый и, скорее всего, плачевный результат.

К сожалению, ни один разбавитель не является разбавителем в чистом смысле этого слова: одни вещества он не растворяет, а другие растворяет. Поэтому, чем меньше разбавителя и чем реже вы его используете, тем лучше. И ни в коем случае не используйте «разбавитель», купленный не в художественном магазине, а, например, в аптеке. Даже если он и называется похоже и состав имеет такой же, вы все равно покупаете кота в мешке. И еще одно — старайтесь использовать разбавители исключительно того же производителя, что и разбавляемая краска. Это, скорее всего, избавит вас от проблем, хотя, например, тот же самый ЗКХ предупреждает в своем каталоге: «Разбавители масляных красок — это группа средств, применение которых требует специальных знаний». 

 

Я не буду вдаваться в химические свойства разбавителей, а просто приведу разбавители масляных красок указанных выше производителей, которые я опробовала и которые можно купить в любом магазине художественных товаров. Еще раз подчеркну: в магазине художественных товаров, а не в магазине хозяйственных товаров, аптеке или еще где!

 

 

 Итак...

 


Разбавитель № 1 (ЗХК)

 

Этот разбавитель состоит из смеси скипидара и уайт-спирита (скипидар – продукт переработки сосновой смолы, уайт-спирит – продукт переработки нефти) в соотношении 1:1.

 

Если нужно работать с краской «по-сырому» подольше, то, скорее всего, этот растворитель — то, что вам надо. В аннотации к нему написано, «при добавлении в масляную краску снижает ее концентрацию, делает краску менее насыщенной и увеличивает время высыхания».

 

Для разбавления лака и для очистки поверхности от лака не годится, но зато отлично очищает палитру и кисти от масляной краски.


Разбавитель № 2 (ЗХК)

 

Этот разбавитель — чистый уайт-спирит, продукт переработки нефти. Годится для разведения масляных красок, очистки поверхности, кистей и палитры от масляной краски. Пользоваться им следует с осторожностью — он обладает высокой проникающей способностью и может просачиваться на обратную сторону холста сквозь микротрещины в грунте.

 

Избыточное разбавление им красок может сделать красочный слой рыхлым и непрочным, что может привести к осыпанию. Для разбавления лаков и очистки поверхности и кистей от лака он не подходит, т. к. имеет низкую растворяющую способность.

 

Учтите, что при разбавлении красок как смесью уайт-спирита со скипидаром (разбавитель № 1), так и чистым уайт-спиритом (разбавитель № 2) красочный слой со временем темнеет. Это же касается и упомянутого ниже скипидара живичного производства ЭМТИ. Поэтому я рекомендую использовать вместо них пинен (разбавитель № 4).


Разбавитель "Тройник" (ЗХК)

 

Часто его называют разбавителем № 3. Смесь даммарного лака, льняного масла и скипидара. Дает блеск и яркие насыщенные тона. Разбавитель применяется для разбавления масляных красок, а также в качестве промежуточного слоя для усиления сцепления красочных слоев. Для очистки поверхностей и кистей не используют. 

 

Каждый компонент этого разбавителя сам по себе разбавитель. Кроме того, поскольку льняное масло может вызвать съеживание красочного слоя, особенно промежуточного, многие художники используют не «тройник», а так называемый «двойник», который в чистом виде не выпускается. Это даммарный лак, смешанный с разбавителем, например пиненом (разбавитель № 4).


Разбавитель № 4, пинен (ЗХК)

 

Свое название пинен получил от латинского названия сосны — Pinus. Пинен является составляющей скипидара и получается путем очистки скипидара живичного от осмолившихся веществ.

 

Пинен окисляется значительно меньше, чем скипидар, который не рекомендуется использовать в живописи из за его склонности к пожелтению и осмолению. Пинен же почти не осмоляется и не желтеет.

 

Он хорошо разбавляет как краски, так и лаки. Испаряется он быстрее чем разбавитель №2 (уайт-спирит). Пинен снижает блеск красок, поэтому при его использовании нужно соблюдать определенную осторожность. 


Разбавитель слабопахнущий (Сонет)

 

Хорошо очищенный уайт-спирит. Делает краски более прозрачными, позволяя получить плавные переходы тонов. Улучшает текучесть красок и сцепление слоев красок. Быстро высыхает, не желтеет.

 

Применяется для разбавления масляных красок, смывания красок с полотен, мытья кистей и палитры. Не разбавляет лаки.

 

Учтите, отсутствие запаха не делает этот разбавитель менее токсичным, чем разбавитель № 2, который пахнет довольно сильно.


Разбавитель для художественных масляных красок (ЗХК)

 

Смесь отбеленного рафинированного льняного масло и уайт-спирита с добавлением сиккатива. Делает краски более прозрачными и менее насыщенными, позволяя получать плавные переходы тонов.

 

Уменьшает время высыхания масляных красок.

 

Может использоваться как очиститель кистей, палитр от масляных красок. Хотя, как я уже сказала, для этого лучше использовать более дешевые растворители.

 


Разбавитель масляный (ЭМТИ)

 

Аналогичен предыдущему разбавителю для художественных красок производства ЗКХ «Невская палитра».

 

То есть, это та же смесь отбеленного рафинированного льняного масла и уайт-спирита с добавлением кобальтового сиккатива.

 

Применяется для разбавления быстросохнущих масляных красок. Увеличивает время высыхания красок как на палитре, так и на холсте, позволяя художнику дольше работать «по-сырому».

 


Скипидар живичный (ЭМТИ)

 

Желтоватая жидкость с характерным сосновым запахом. Получают ее путем перегонки живицы (смолы хвойных деревьев) с помощью водяного пара. В сосновой смоле содержится до 30 % скипидара. Живичный скипидар — это полностью натуральный продукт, так сказать «сок» соснового дерева. На свету и при наличии воздуха он осмоляется, превращаясь в густую желтую массу, поэтому хранить его следует в хорошо закрытом пузырьке и в темном месте.

 

Используется как растворитель и разбавитель масляных и алкидных художественных красок, а также лаков. Кроме того, он хорошо отмывает кисти и палитру. 

 


Масло льняное рафинированное отбеленное (ЗХК)

 

Используется для разбавления масляных красок. Для его изготовления на заводе используется только натуральное полимеризованное масло холодного прессования. Кроме того, при его производстве тщательно обеспечивается качество получения масла на всех этапах его приготовления: прессование, выпаривание, отбеливание, фильтрация.

 

Добавление льняного масла в краску дает большие преимущества: у краски значительно улучшается разносимость, сцепление с холостом и нижележащими слоями крачки. Также краска становится менее концентрированной, более прозрачной, яркой, блестящей.

 

Замедляет время высыхания красочной пленки. Художник дольше может работать «по-сырому», создавать лессировки.

 


Масло льняное уплотненное № 2 (ЗХК)

 

Применяется в масляной живописи в качестве разбавителя красок.

 

Плёнка этого масла более влагостойка и менее склонна к пожелтению, чем приведенное выше льняное рафинированное отбеленное масло.

 

Это масло рекомендуется использовать при лессировках, так как уплотненное масло повышает оптические свойства краски.

 


Лак даммарный (ЗХК)

 

Состоит из раствора смолы даммара в пинене или скипидаре. Полностью натуральный продукт.

 

Это живописный лак, применяемый как разбавитель масляных красок, но многие художники используют его и как покрывной лак для законченных работ. Также его используют для закрепления промежуточных слоев и для протирки промежуточных слоев при послойной живописи, т. е. в качестве ретушного лака.

 

Даммарный лак при хранении может мутнеть, но после высыхания (испарения пинена) он восстанавливает свою чистоту. Кроме того, при хранении, он может загустевать, но легко разбавляется пиненом.

 

Картина, покрытая даммарным лаком, со временем может потемнеть и пожелтеть, поэтому лучше использовать для этой цели акрил-стирольный лак, который также выпускается ЗХК. 


Лак пихтовый (ЗХК)

 

Состоит из раствора пихтовой смолы в пинене или скипидаре.

 

В отличие от даммарного лака, этот лак нельзя использовать в качестве финишного, так как его пленка даже после полного высыхания легко растворяется.

 

Поэтому пихтовый лак применяется исключительно для разбавления масляных красок или наносится  на промежуточные слои краски для предотвращения пожухания красок и усиления сцепления красочных слоев. При добавлении в краску пихтовый лак предотвращает ее сморщивание и потускнение, поддерживая яркость и чистоту исходного цвета и усиливая глубину тонов. 


Ну, вот вроде бы все...

 

Оговорка: я не берусь судить об импортных разбавителях. По своим свойствам они в основном аналогичны отечественным. В чем-то они (возможно) лучше, а в чем-то даже хуже. Я уж не говорю о возможных подделках. Если вы «поклонник западного», то можете использовать их, но я вам в этом не советчик. Зарубежных марок разбавителей и их производителей так много, что понадобится целая книга и многие месяцы экспериментов, чтобы описать их. Так что смотрите сами.

 

Просто пробуйте разные разбавители (с учетом того, что я написала и что вам нужно), пока не найдете свой. Это, кстати, касается и отечественных разбавителей. Универсального, идеального разбавителя просто не существует. Вы должны найти своего любимчика сами. Для меня таким любимчиком стал пинен - разбавитель №4 «Невской палитры». Есть разбавитель с тем же номером и тем же названием и у ЭМТИ, но я о нем судить не берусь.

 

И снова повторю: обычно я использую разбавитель только в первых слоях живописи, когда делаю классическую имприматуру. На последующих же этапах я добавляю разбавитель в краску лишь изредка, так как считаю, что хорошая краска в ее заводском виде уже имеет оптимальную консистенцию (вязкость) и в разбавлении не нуждается. Надо всего лишь подольше повозить краску кисточкой, чтобы получить абсолютно такой же результат, что и с разбавителем.

 

Если, конечно, вы не рисуете что-то этакое, экспрессионистское, стекающее с холста, как в следующем видео. :)

 

Таких «художников» мои советы не касаются...

А остальным я желаю успехов в освоении этого важного, но очень капризного компонента.

 

Татьяна Казакова


Если вам понравилось, поделитесь с друзьями →

Если же у вас возникли вопросы или вы с чем-то несогласны, или у вас есть пожелания, то оставьте комментарий. На вопросы я отвечу сразу, а ваши замечания и пожелания я учту и использую для уточнения текста этой статьи и в будущих статьях. Вы можете даже подсказать мне, статью о чем вы хотели бы увидеть в этом разделе следующей.  И не стесняйтесь – мне очень важны ваши мнения!

Оставить комментарий

Комментарии: 6
  • #1

    Андрей (Воскресенье, 03 Декабрь 2017 19:01)

    Превосходно хорошие советы, многое подчеркнул для себя. Большое спасибо.

  • #2

    Глеб (Среда, 03 Январь 2018 16:10)

    Эта информация была крайне
    Полезна,хотя мне 11 лет и я увлекаюсь живописью

  • #3

    Татьяна Казакова (Четверг, 04 Январь 2018 13:03)

    Андрей
    Глеб
    Успехов Вам!!!

  • #4

    Юлия (Среда, 07 Февраль 2018 05:55)

    Здравствуйте, Татьяна! С большим интересом читаю Ваши статьи. Большое Вам спасибо! Много полезного почерпнула для себя. Подскажите пожалуйста, как можно использовать акриловый лак, срок годности которого вышел и при покрытии картин он продолжает слегка липнуть. Благодарю за ответ.

  • #5

    Татьяна Казакова (Среда, 07 Февраль 2018 17:36)

    Юлия, здравствуйте.
    Если я правильно понимаю, речь идет об акрил-стирольном лаке, который используется для покрытия картины.
    Срок годности вышел, лак при покрытии липнет.
    Можно его просто выкинуть, а можно и поэксперементировать на каких-нибудь работках: этюдах, эскизах: разбавить этот лак пиненом (соотношение подбирать самостоятельно, осторожно, понемногу добавляя пинен в лак. Где-то прочитала, что советуют 1 часть пинена на 3 части лака) и покрыть картиночку тонким слоем. Дать высохнуть и попробовать на липучесть. Если липнет - смело выкидывайте, если нет - попробуйте покрыть еще раз и просушите. Если липучести нет, то можно покрывать.
    Перед покрытием лаком необходимо протестировать лак . Многие советуют - покрывать стекло, но мне кажется, что лучше покрыть какой-нибудь этюдик. Покрыть, просушить и попробовать на липкость.
    Покрывать картину только после полной просушки краски. Если краска не просохла как следует, то лак может липнуть. Сколько картина должна сохнуть - все зависит от техники, от влажности в помещении, от света (в темном помещении лак дольше сохнет).
    Покрывать картину тонким слоем лака. Если требуется второй слой, то его наносить только после полной просушки первого слоя.
    Вроде бы все))
    Успеха))
    Если отважитесь на эксперимент, то может быть напишите результат?
    Еще раз спасибо, Юлия!!

  • #6

    Ольга (Понедельник, 26 Февраль 2018 13:57)

    Спасибо, Татьяна! Как раз искала такую информацию - очень вам благодарна!)