Покрытие картины лаком


Вы написали картину, поставили на ней свою подпись и не знаете, что делать дальше. Вы слышали, что ее надо покрыть лаком, но не знаете, зачем это надо делать, когда это надо делать, как это сделать правильно и какой лак для этого подходит лучше всего. 

 

Ответы именно на эти вопросы я и хочу дать в этой статье. 

 

Итак...

 

Для чего готовую картину покрывают лаком?


Во-первых, для того, чтобы вернуть краскам их первоначальную яркость и сочность.

 

Дело в том, что при написании картины, особенно если вы пишете тонко, используете много разбавителя и даете просохнуть предыдущему слою, масло (см. мою статью "Краски. С чего начать") из еще не высохших красок вытягивается нижележащим, уже высохшим, слоем, отчего краски на поверхности теряют сочность и тускнеют.

 

Если вы пишете картину в технике "а ля прима" (от итал. a la prima — «в один присест»), то есть не используете многослойную технику, то ваши краски, возможно, не пожухнут и вам не понадобится восстанавливать их изначальный цвет.

 

Но если "а ля прима" — не ваша техника и вы пишете картину не торопясь (сначала один слой, потом другой, потом третий и так далее), то краски в некоторых местах картины могут потерять делающее их сочными и яркими масло, то есть, как говорят художники, "пожухнуть", лишаясь в результате своего первоначального блеска, яркости и даже цвета. И вот как раз в этом случае лак, наложенный на готовую картину, спасет вас, вернув вашим краскам их цвет, их яркость и их сочность. И картина снова заиграет цветом и светом, как она играла ими, когда вы ее писали, наслаждаясь ее сочностью, свежестью и красотой.

 

Во-вторых, картину покрывают лаком для того, чтобы защитить красочный слой от пыли и влаги, а также как от коварного сероводорода, который всегда содержится в воздухе и со временем вызывает почернение красок, так и от воздействия солнечного света, а точнее его ультрафиолетовой составляющей, которая наоборот со временем приводит к выцветанию красок, делая их белесыми.

 

И нет никакой разницы, как вы писали свою картину, за один присест (техника "а ля прима") или нанося один слой красок за другим (многослойная техника). Пыль за несколько лет въестся в краску так, что ее оттуда ничем не удалишь (спасти может только реставрация). Влага, как вы сами понимаете, тоже сыграет свою коварную роль разрушительницы живописного слоя картины. А уж сероводород с ультрафиолетом изо всех сил постараются сделать так, чтобы даже вы сами не смогли с уверенностью сказать, какой именно вид когда-то имела эта ваша картина

 

Когда нужно покрывать картину лаком?


В литературе пишут, что картину, прежде чем покрывать ее лаком, надо выдержать не менее года, чтобы красочный слой окончательно просох. Однако это слишком общая рекомендация, и однозначного ответа на этот вопрос вам никто дать не сможет. Все зависит от множества факторов, которые необходимо учитывать. Вот основные из них:

  • Как вы наносили краску на холст? Гладко и тонко, как бы экономя краску и старательно размазывая ее по холсту, или же пастозно, фактурно, кладя краску на холст от всей души.
  • Как вы писали вашу картину? За один присест, не давая краске просохнуть, прежде чем положить поверх нее следующую, или же постепенно, послойно, давая холсту хорошенько просохнуть, прежде чем приступать к следующему слою.
  • Какими красками вы писали? Краски хорошего качества, так называемые профессиональные, сохнут быстрее. Земляные краски сохнут быстрее, чем растительные. Кобальт, свинец и марганец, содержащийся в краске, ускоряют ее высыхание, а крап-лак и все черные пигменты наоборот замедляют его. Имеет значение и то, какое масло использовалось в процессе приготовления красок на заводе. Вот список некоторых растительных масел в порядке снижения скорости их высыхания: льняное –> тунговое –> конопляное –> кукурузное –> подсолнечное –> хлопковое –> маковое –> соевое –> кунжутное -> горчичное. Чем ближе масло к концу списка, тем дольше оно сохнет, и тем дольше сохнет краска, его содержащая. Фактически, полностью высыхают только первые три масла: льняное, тунговое и конопляное. Остальные масла из этого списка (кукурузное, подсолнечное, хлопковое, маковое, соевое, кунжутное и горчичное) относят к так называемым полувысыхающим маслам,  потому в красках их быть просто не должно. 
  • Какие разбавители вы использовали? Содержали ли они сиккатив? Есть ли в них смолистые вещества? Я в последнее время вообще отказалась от использования разбавителей, так как их поведение непредсказуемо, а потому их использование — это целое искусство. Да, конечно, краску с разбавителем положить на холст тоненьким слоем значительно проще, чем без него, но я предпочитаю помучиться с "размазыванием краски на сухую", чем потом горько плакать над испорченной картиной. Единственное исключение — создание имприматуры. Тогда я использую пинен, поскольку он практически не содержит смолистые вещества — в отличие от, например, скипидара — особенно живичного.
  • Какова влажность была там, где вы сушили картину? Чем выше влажность в помещении, тем дольше сохнет картина. Но учтите, что слишком сухое помещение — это тоже плохо. Небольшое количество влаги, захватываемое из воздуха вместе с кислородом, благоприятно влияет на "качество высыхания". Высыхание масла в слишком сухом воздухе хотя и протекает быстро, но идет ненормально, так как в этом случае наблюдается большая потеря масла по причине его расщепления с образованием большого количества газообразных продуктов. Однако, при высыхании масла на воздухе, насыщенном водяными парами, то есть в сыром помещении, образуется набухшая пленка с большим содержанием воды, которая при полном высыхании покроется трещинами.
  • Хорошо ли проветривалось это помещение? Чем более замкнуто помещение, тем дольше будет сохнуть ваша картина. Это не значит, что картину надо ставить под вентилятор, — это тоже вредно. Легкий сквознячок или просто доступ воздуха — это все, что нужно.
  • Насколько хорошо освещалось помещение? В темном месте картина сохнет намного дольше, чем в светлом.  Например, эксперимент показал, что краска, высохшая на свету за 6 дней, в темноте сохла аж целых 66 дней. Чем больше света, тем быстрее идет высыхание.
  • Какого типа было это освещение? Натуральное солнечное освещение ускоряет высыхание по сравнению с искусственным, особенно со светом так называемых "лампочек Ильича", то есть ламп накаливания, так как последние почти не излучают ультрафиолетовый свет, который благоприятно воздействует на процесс высыхания, точнее на полимеризацию краски. Для полного высыхания масляной краски на солнечном свету обычно требуется от трети до половины того времени, которое необходимо для высыхания той же краски в тени. Тем не менее, следует избегать попадания прямых солнечных лучей на картину, так как они могут разрушить красочный слой.
  • В какое время года вы сушили картину? Понятно, что летом картина высохнет быстрее, чем зимой, а зимой — быстрее, чем осенью или весной. Впрочем, сами сезоны играют роль лишь потому, что от них зависит температура и влажность в помещении, где сушится картина, если это не помещение с регулируемой температурой и влажностью.
  • При какой температуре сохла картина? Чем выше температура, тем быстрее сохнет краска. Например, один из специалистов обнаружил, что льняное масло, высохшее при комнатной температуре зимой за 5–7 дней, а летом за 3–4 дня, в темном сушильном шкафу высохло за 12 часов при температуре 50 °C, примерно за час при температуре 95 °C и всего за 30 минут при температуре 120 °C. Однако, как говорят, "поспешишь — людей насмешишь". Краска не состоит из одного масла, а картина — это не только масляная краска, но и холст, грунт, подрамник и тому подобное.

Как видите, скорость высыхания картины оценить очень сложно, а доступный способ определить, высохла картина или нет, мне просто неизвестен. Поэтому я его определяю интуитивно. Некоторые свои картины я покрываю лаком уже через пару месяцев, но чаще всего я делаю это значительно позже — через полгода, год, два, а то и больше.

 

Чем ценнее для меня картина, тем позже я покрываю ее лаком. Да, лак предохраняет картину при длительном хранении, но будучи нанесенным слишком рано, он может ее просто испортить. Поэтому и вам я советую принять на вооружение тот срок, который советуют профессионалы и который я назвала в самом начале этого раздела — минимум год! 

 

Как покрывать картину лаком?


Приготовить все необходимые материалы и инструменты. Нам понадобятся:

  • Покрывной лак. Информацию о том, какой лак взять и как определить его годность, см. ниже, в разделе "Какие лаки использовать?".
  • Емкость для лака. Это может быть все что угодно. Главное, чтобы туда можно было налить лак и чтобы туда свободно входила кисть, которую вы будете обмакивать в этот лак. Разумеется, эта емкость не должна быть слишком большой, чтобы не пришлось наливать в нее слишком много лака, то есть больше, чем понадобится для покрытия всей картины, поскольку этот лак сливать назад в пузырек нельзя ни в коем случае. Примеси, попавшие в лак в процессе покрытия, могут его просто испортить (мало ли что туда попало), и вам придется выкинуть весь пузырек, чтобы лак, в свою очередь, не испортил красочный слой следующей покрываемой картины. Я обычно использую небольшой стаканчик, подливая в него лак при необходимости. Остатки лака я обычно сливаю в масленку, чисто из экономии. Потом я иногда использую этот лак для создания тройника, подливая в него масло и разбавитель, или просто выливаю его, когда меня "перестает душить жаба":). Так что можете просто сразу вылить эти остатки, поскольку для покрытия, после того как постоит, этот загрязненный лак уже не годится.
  • Кисть. Это может быть флейц (то есть очень широкая плоская кисть, предназначенная именно для покрытия больших холстов), если ваша картина имеет большие размеры, или просто большая плоская художественная кисть, если картина небольших размеров. Мои картины, как правило, имеют небольшой размер, поэтому я использую плоскую художественную кисть № 20, синтетическую. Чем шире кисть, тем быстрее идет покрытие картины лаком, но тем больший размер будет иметь ваша емкость для лака, тем больше вам понадобится наливать в нее лака и тем больше его потом останется в этой емкости, а значит, тем больше остатков лака вам придется "выкинуть". Так что тут лучше недостараться, чем переборщить. Как говориться, "тише едешь — телега целее будет":).

     

  • Тряпки. Тряпки вам понадобятся для трех целей: очистки поверхности картины от пыли (см. ниже), вытирания горлышка пузырька с лаком после наливания из него лака, вытирания кисти в процессе покрытия картины лаком, а также для вытирания кисти и емкости для лака, после того как вы закончите покрывать картину. Это может быть и одна тряпка, размером примерно 30х30 см, если картина не очень пыльная. Тряпка должна быть мягкой, хлопчатобумажной, без ворса, например куском старой простыни.
  • Неглубокая посудина с  водой и хозяйственное мыло. Эти предметы понадобятся только в том случае, если пыль на картине слиплась и ее придется смывать, так как простое стряхивание пыли тряпкой уже не поможет.
  • Одноразовые перчатки. Использовать их совершенно необязательно, но желательно, поскольку проще выбросить испачканные лаком перчатки, чем потом отмывать руки.

 

Итак, у вас есть все, чтобы покрыть картину лаком, и вы можете приступать к священнодействию. Процесс покрытия картины лаком можно условно разделить на три следующих этапа:

  1. Проверка поверхности картины и очистка ее от пыли.
  2. Нанесение лака на картину и ее просушка. 
  3. Мытье кисти и емкости для лака.

Причем, между первым и вторым этапами может пройти целый день

 

1. Проверка поверхности картины и очистка ее от пыли

Перед покрытием картины лаком нужно обязательно очистить ее поверхность от пыли. Тут все зависит от того, сколь долго ваша картина пылилась и как много пыли на нее осело.

 

Если картина не очень пыльная и с момента ее написания прошло немного времени, не больше года, то можно просто "смахнуть" (ниже я расшифрую это самое смахнуть) с нее пыль чистой тряпкой. Лучше всего сделать это белой тряпкой, так как если вы поторопились и не дали краскам достаточно просохнуть, белая тряпка покажет, что красочный слой местами еще сырой и покрывать картину лаком пока нельзя.

 

Если вы писали пастозно, толстыми мазками, то вы дополнительно можете осторожно потрогать выступающие мазки пальцем. Если мазок под пальцем слегка продавливается, значит краска в нем еще не "высохла". На самом деле краска не высыхает — высыхает, то есть испаряется только разбавитель, если вы его использовали. Сама же краска полимеризуется, то есть масло, являющееся ее основой, содержащей пигмент, превращается в полимеры, длинные цепочки молекул. Проще говоря, масло как бы становится прозрачной пластмассой, в которую вкраплены малюсенькие частички пигмента, которые и придают этой "пластмассе" цвет.

 

Полимеризация начинается с поверхности красочного слоя, так как для этой реакции требуется кислород. Естественно, на поверхности краски кислорода больше, чем в ее глубине. Потому полимеризация как бы начинается с поверхности, постепенно продвигаясь вглубь, хотя на самом деле она идет по всему объему, но с разной скоростью — чем глубже, тем медленнее. В результате может оказаться так, что снаружи краска уже высохла, а в глубине она еще сырая.

 

Именно это можно и обнаружить при легком надавливании на пастозный мазок. Мазок ощущается как твердый выступ — значит, краска высохла полностью. Мазок продавливается под пальцем, как бы пружинит — значит, краска внутри еще сырая.

 

Но начинать в любом случае, даже если вы писали "тонко", следует с проверки высыхания краски тряпкой. Пленка на поверхности может быть еще очень тонкой, и когда вы проведете по ней тряпкой, почти не нажимая на нее, вы местами сдерете эту пленку и краска попадет на тряпку. Разумеется, на белой тряпке вы увидите это сразу. Провели тряпкой по холсту широким, как бы смахивающим, движением и посмотрели, не запачкалась ли она. Еще раз провели по другому месту и снова посмотрели. И так по всему холсту.

 

Если вы заметили хотя бы легонькое окрашивание тряпки, такую картину покрывать лаком нельзя. Если ваша картина написана многослойно, тонкими слоями, и пыли на ней мало, то на этом процесс проверки и очистки от пыли можно считать завершенным. Если она написана пастозно, то нужно провести проверку пальцем: краска не продавливается, ощущается как твердая, а пыли на ней не видно — значит, эта картина тоже готова к покрытию.

 

Если же ваша картина пылилась долго или сохла в очень пыльных условиях, необходимо продолжить ее очистку. Со временем пыль слипается, и простым смахиванием ее уже снять не удастся. В этом случае картину надо будет "помыть" и протереть. Однако "помыть" — не означает, что картину нужно обильно мочить водой. Надо налить немного воды в какую-нибудь плоскую посудину, натянуть часть тряпки на палец, обмакнуть самый кончик, там где подушечка вашего пальца, в воду и слегка потереть им кусок хозяйственного мыла. Затем этим мыльным концом вы аккуратно, почти не нажимая, "мылите" всю картину, стараясь не пропустить ни один кусочек ее поверхности. Как только тряпка на вашем пальце перестает мылить картину или становится грязной, передвигаете на подушечку  пальца чистый участок тряпки и снова его смачиваете и намыливаете.

 

Теперь, когда вы намылили всю поверхность красочного слоя, необходимо протереть картину влажной тряпкой. То есть, вы простирываете тряпку, затем ее отжимаете как можно лучше и начинаете протирать ею холст легкими движениями, направленными в одну сторону. Ни в коем случае не "мазюкайте" тряпкой туда сюда, как при мытье окон, скажем. Если на картине еще видны следы мыла, снова простирайте и отожмите тряпку и снова протрите ею картину, как описано выше. Закончив "мытье" картины, повесьте ее куда-нибудь минимум на сутки, чтобы она высохла. Только когда она хорошенько просохнет, можно будет приступать к ее покрытию лаком.

  

2. Нанесение лака на картину и ее просушка

Итак, краска на вашей картине высохла, а сама картина, если вы ее мыли, просохла. Теперь можно приступать к покрытию красочного слоя лаком. Напоминаю, это должен быть специальный лак для покрытия живописи, а не лак для живописи или просто какой-то лак.

 

Положите очищенную от пыли картину горизонтально, например на стол. Картина должна лежать так, чтобы она находилась между вами и источником света, который ее освещает. Если я покрываю картину днем, то сажусь лицом к окну, а между мною и окном лежит картина. Свет от окна дает яркие блики там, где я уже наложила лак, и почти не дает их там, где лака, еще нет. Это позволяет мне контролировать как отсутствие непокрытых лаком участков, так и равномерность нанесения лака. Если же я покрываю лаком картину вечером, то опять же кладу картину так, чтобы она лежала между мной и настольной лампой. В результате я могу сразу заместить те места, на которых лак отсутствует или же наложен неравномерно или слишком толсто. Объяснить, как я это делаю, на пальцах очень сложно, но вы сами все увидите, когда начнете покрывать картину лаком.

 

Обычно я начинаю наносить лак с дальнего от меня левого угла картины, постепенно  переходя к соседним участкам в направлении противоположного угла, пока не дойду до него. Затем я перехожу к еще непокрытой полосе картины и снова начинаю покрывать ее от левого края к правому. Но порой могу, дойдя примерно до середины полосы, начать покрывать картину от противоположного края.  

 

Описанный порядок не важен, а вот движения кистью при нанесении лака должны выполняться как вдоль картины, так и поперек. Покрыли кистью небольшой участок, двигая ее вдоль холста, а затем снова прошли этот участок, двигая кисть уже поперек. Или наоборот, сначала вдоль, а потом —поперек. Причем кистью можно двигать туда-сюда. Вы как бы растираете лак по поверхности холста, чтобы он не образовывал слишком толстый слой.

 

Если слой все же оказался толстым, сгоните излишки лака на еще не покрытый участок, двигая кисть от начала покрытого участка в сторону непокрытого, "перегоняя" туда излишки лака. Если оказалось так, что лак лежит толстым слоем, а непокрытых участков не осталось, вы можете сгонять лак на кромки холста. Или же просто двигать кистью по толстому участку, постоянно вытирая кисть тряпкой, чтобы убрать излишки лака.

 

Итак... Вы методично, участок за участком проходите кистью всю поверхность картины и внимательно смотрите, используя бликование, чтобы не осталось непокрытых мест и чтобы слой был равномерным и очень тоненьким. Слишком толстый или неравномерный слой может со временем потрескаться. Старайтесь каждый участок картины покрывать лаком достаточно быстро, чтобы он не успел загустеть. Ни в коем случае не трогайте кистью те участки, которые уже загустели, — вы просто свезете лак, создав на картине комочки лака, и получите головную боль, так как удалить эти комочки не так-то просто.  

 

Обычно достаточно покрыть картину одним слоем лака, поскольку основная задача, как я уже сказала, это восстановить яркость пожухших участков и защитить красочный слой от воздействия пыли и влаги. Покрытие же картины несколькими слоями лака приведет к тому, что вы как бы накроете ее стеклом, в результате чего слой лака начнет бликовать, мешая рассматривать картину.

 

В любом случае, покрыв картину одним слоем лака, обязательно просушите ее. И только потом, когда лак хорошо подсохнет, можно будет нанести второй слой, если вам покажется, что одного слоя мало. Лучше будет, если вы сначала положите картину горизонтально, пока лак не схватится, чтобы избежать образования потеков, и только потом, спустя час-полтора, можно будет повесить ее или поставить вертикально и оставить ее, как я уже сказала, минимум на сутки.

 

В завершение я должна заметить, что ряд художников покрывает картину не кистью, как я, а губкой или тряпочными тампонами, а то и вовсе используют для этого аэрозольный баллончик.  Я эти способы не пробовала, а потому ничего о них сказать не могу.

А теперь вы можете посмотреть специально созданный для этой статьи видеоролик, в котором я показываю сам процесс покрытия картины лаком.

 

 

3. Мытье кисти и емкости для лака

После покрытия картины лаком, необходимо обязательно вымыть кисть и, если вы используете постоянную, а не одноразовую емкость, вымыть и ее. Прежде чем их мыть, протрите их тряпкой, чтобы снять излишки лака, а затем вымойте теплой водой с мылом.

 

Стаканчик лучше вытереть тряпкой насухо, поскольку лак смывается с него не очень хорошо, а потом просто взять другой кусок тряпки, намылить его и отмыть стаканчик так, чтобы лак не ощущался при проведении по его поверхности пальцем.

Кисть же слишком усердно вытирать не стоит, чтобы не повредить щетину. Просто несколько раз протяните ее между зажатыми пальцами слоями тряпки, сжимая ее не очень сильно, чтобы убрать излишки лака, а потом мойте ее под струей теплой воды, периодически "возюкая" щетиной по куску хозяйственного мыла и смывая мыло пальцами под струей воды, слегка изгибая и как бы отжимая щетину. Продолжайте делать это до тех пор, пока не почувствуете, что на щетине больше не осталось лака.

 

 

Какие лаки использовать?


Лак акрил-стирольный. Слева в виде спрея
Лак акрил-стирольный. Слева - аэрозольный, справа - обычный

Для покрытия красочного слоя используют так называемые покрывные лаки. На бутылочке с ним должно быть написано, что он предназначен именно для покрытия масляной живописи, а не, скажем, для фиксации карандашных рисунков.

 

Некоторые художники используют аэрозольные лаки. Лично для меня они не очень удобны — нужно специальное помещение, в котором можно спокойно распылять их, а вдобавок необходимо строго контролировать процесс нанесения лака, чтобы обеспечить равномерное распыление лака на картину и не допустить образования подтеков.

 

Я пользуюсь исключительно акрил-стирольным лаком. Он быстро сохнет и не дает сильный глянец при его однослойном нанесении. Некоторые используют для этого даммарный лак, хотя этот лак, по сути, предназначен не для покрытия картин, а для разбавления красок с целью придания им сочности и объема. 

 

При покупке лака следует обращать внимание на дату его выпуска (чем свежее лак, тем лучше) и на его прозрачность. Если лак мутный, то лучше его не покупать.

 

Если лак помутнел в процессе хранения, то лучше не его использовать для покрытия, он может очень долго сохнуть. Таким лаком можно разбавлять краски, но покрывать им картины нельзя — за то время, пока он окончательно высохнет, на него насядет столько неудалимой пыли, что вместо освежения цвета красок вы получить их загрязнение, а вместо защиты картины от пыли вы наоборот покроете ее "вековым" слоем пыли.

 

Особенно коварен в этом смысле даммарный лак. Если в даммарном лаке появилась муть, а вы покрыли им картину, то теперь вашей головной болью становится защита картины от пыли, так как пыль к такому лаку может липнуть месяца два, а то и больше.  

 

Ну, вот вроде бы и все... 

 

Успехов вам!

Татьяна Казакова

 



Если вам понравилось, поделитесь с друзьями →

Если же у вас возникли вопросы или вы с чем-то несогласны, или у вас есть пожелания, то оставьте комментарий. На вопросы я отвечу сразу, а ваши замечания и пожелания я учту и использую для уточнения текста этой статьи и в будущих статьях. Вы можете даже подсказать мне, статью о чем вы хотели бы увидеть в этом разделе следующей.  И не стесняйтесь – мне очень важны ваши мнения!

Write a comment

Comments: 0