Перетяжка загрунтованного холста


Тот, кто сам натягивает холст, знает, что иногда требуется перетянуть уже натянутый, проклеенный и загрунтованный холст. 

 

Причины могут быть разные:

  • по холсту пошли волны;
  • холст провис, а подбивка клиньев и сбрызгивание водой не помогает;
  • подрамник изогнулся, образовав так называемый "вертолет";
  • холст надо просто натянуть на другой подрамник.

Причины-то разные, но порядок перетяжки всегда или почти всегда один и тот же:

  1. Снять холст с подрамника, удалив скобки или вынув гвозди, крепящие его.
  2. Проверить прямоугольность подрамника (каждый его угол должен быть строго равен 90 градусам) и при необходимости вставить поперечные рейки, если они по каким-то причинам не были вставлены.
  3. Натянуть холст на подрамник.

Ниже я разместила видео, показывающее процесс перетяжки холста. Причиной стала моя жадность: я решила сэкономить и купила только одну поперечную планку, посчитав, что ее хватит, поскольку подрамник относительно небольшой (80 х 90 см). Я вставила эту планку (90 см) между длинными планками, а между короткими не стала, думая что эти планки вряд ли сильно прогнутся. Прогнуться-то они не прогнулись, но подрамник скрутило - два его противоположных угла приподнялись над плоскостью холста. Делать нечего, пришлось купить 90-сантиметровую поперечную планку и заняться перетяжкой.

 

Ниже находится видеоролик перетяжки этого холста, показывающий, как правильно натягивать загрунтованный холст. Причиной для его выкладывания на Ютутбе стал вопрос одной из моих читательниц, у которой холст из-за неправильной натяжки пошел поперечными волнами.

 

 

При перетяжке холста, в отличие от его начальной натяжки, вам уже не надо следить за параллельностью нитей холста подрамнику. поскольку на снятом с холста подрамнике сохранились следы от прежней натяжки. Вы просто кладете снятый холст лицевой стороной на плоскую поверхность, вставляете в него подрамник и начинаете натяжку.

 

Начинать натяжку, как мне кажется, лучше с одной из коротких планок подрамника — то есть сначала мы натягиваем холст по его длинной стороне.

 

Крепим середину холста тремя скобами, переходим к противоположной короткой планке, натягиваем холст с помощью щипцов, и снова крепим середину тремя скобами. Переходим к длинной планке подрамника (короткой длине холста), снова закрепляем середину холста тремя скобами и переходим к противоположной длинной планке. Натягиваем холст щипцами и опять крепим середину холста тремя скобками.

 

Теперь наш холст натянут крест накрест. Возвращаемся к короткой планке, и с помощью щипцов подтягиваем немного холст, крепим его парой скобок с каждой стороны уже забитых в середине скобок. Повторяем то же самое с противоположной короткой планкой.

 

Затем выполняем эти же действия с длинными планками, снова возвращаемся к коротким и так далее. То есть мы крепим холст крест-накрест, постепенно двигаясь от его середин к углам. Углы закрепляем в последнюю очередь. 

 

Как показывает мой опыт, при таком постепенном забивании скобок от середин планок к углам подрамника холст натягивается равномерно. А потому я и вам советую поступать также, а не крепить, как это делают некоторые, сначала одну сторону холста целиком, потом другую, потом третью.

 

 

Совет

Щипцы для натяжки холста
Щипцы для натяжки холста

Чтобы натянуть холст как следует, лучше использовать специальные щипцы для холста, например такие, ка на фото справа.

Стоят они около одной тысячи рублей, но очень удобны.

 

При натяжке не забывайте упираться в планку подрамника"зубом", который находится на одной из губок щипцов. Это многократно умножит вашу силу. Если вы присмотритесь во время просмотра ролика, то увидите, как это делаю я.

Степлер (скобкозабивной пистолет)
Степлер (скобкозабивной пистолет)

Если у вас пока нет таких щипцов, то можно использовать плоскогубцы. Они не так эффективны, как щипцы, но все же позволяют натянуть холс намного лучше, чем просто пальцами.

 

Если без щипцов еще как-то можно обойтись, то без специального степлера (скобозабивного пистолета), например такого, как на фото слева, обойтись просто невозможно. Он используется настолько часто, что деньги на его покупку лучше не экономить.

 

При перетяжке холста удобен еще один инструмент - скобковыниматель. Его вид показан на фото ниже.

Скобковыниматель
Скобковыниматель

Используется он очень просто, хотя сначала его устройство кажется непонятным. Вы просто подсовываете носик под скобку, пока скобка не окажется под выступом над носиком, а затем нажимаете на ручку скобковынимателя, подошва которого должна упираться в подрамник. При этом скобка зажимается между носиком и выступом и выдергивается.

 

Можно конечно выковыривать скобки из подрамника отверткой, ножом или еще чем, но скобковыниматель в этом отношении намного удобнее. Если вам приходится часто снимать холст или просто вынимать отдельные скобки, а потом забивать другие, то обязательно купите себе этот инструмент – не пожалеете, я вам это гарантирую. 

 


Если вам понравилось, поделитесь с друзьями →

Если же у вас возникли вопросы или вы с чем-то несогласны, или у вас есть пожелания, то оставьте комментарий. На вопросы я отвечу сразу, а ваши замечания и пожелания я учту и использую для уточнения текста этой статьи и в будущих статьях. Вы можете даже подсказать мне, статью о чем вы хотели бы увидеть в этом разделе следующей.  И не стесняйтесь – мне очень важны ваши мнения!

Write a comment

Comments: 3
  • #1

    Казбек Туаев (Sunday, 26 January 2020 03:19)

    Перед тем, как натягивать старый холст на новый подрамник, надо ли его мочить или увлажнять?.. Вот что меня интересовало!.. Вы это произнесли как-то невнятно!.. Мне думается, что перед "сеансом" надо написать на бумаге конкретные операции и их последовательность. Информация должна быть полной и конкретной, а детали, как "забивть" гвозди и прочее, мало кого интересуют. Я надеюсь, - Вы не обиделись, просто я не узнал то, что меня больше всего интересовало. Я перетягивал старую картину в масле, которая долго лежала у меня в рулоне и хотелось узнать что-то новое...

  • #2

    Татьяна Казакова (Sunday, 26 January 2020 22:09)

    Доброго дня, Казбек Туаев!

    Огромнейшее спасибо вам за ваш совет о последовательности съемки, но я им, пожалуй, не воспользуюсь. По той простой причине, что я прекрасно знаю последовательность натяжки негрунтованного холста и перетяжки грунтованного холста.

    Обратите внимание: ХОЛСТА, а не КАРТИНЫ НА ХОЛСТЕ!

    Если у меня возникнет желание натянуть на подрамник холст с картиной, которую написала я, я тоже буду знать как действовать, поскольку я о ней знаю все. Но если же мне вдруг (непонятно, с какого перепугу) придется делать это с чужой картиной, я однозначно обращусь к реставратору. Однако, я в этом уверена, у него сразу же возникнет множество вопросов, часть которых я переадресую Вам, поскольку именно Вы собираетесь натягивать на подрамник картину, которая до этого хранилась свернутой в рулон. Итак:
    1. Когда была написана картина?
    2. Как она была написана? Пастозно или гладко?
    3. Какие краски были использованы (масляные, акриловые, темпера...)?
    4. Использовались ли какие-либо фактурные наполнители?
    5. Какими разбавителями разбавлялась краска
    6. Использовались ли сиккативы?
    7. Покрыта ли картина лаком? Если да, то каким?
    8. На каком холсте была написана картина (мелкозернистый, крупнозернистый, среднезернистый лен, хлопок или их смесь; отечественный это холст или импортный и т. д.)
    9. Как долго картина была свернута в рулон?
    10. Какой диаметр имел рулон?
    11. Как долго хранился рулон?
    12. На что он был накручен (если он был накручен, а не просто свернут)?
    13. В каких условия (освещение, температура, влажность) он хранился?
    14. Есть ли на красочном слое кракелюры?
    15. Какова жесткость холста с картиной?
    16. Не затронута ли картина грибком?
    17. Какого размера картина?
    18. Кем он была написана, Вами или кем-то другим?
    19. Если Вами, сможете ли Вы ее «подремонтировать», если она повредится при натяжке?

    Это лишь небольшая часть вопросов, которые могут возникнуть у специалиста, но сразу и возникли у меня. Словом, (цитируя Вас) «информация должна быть полной и конкретной».

    Теперь попробую ответить на интересующий Вас вопрос - «надо ли мочить холст с написанным на нем картиной перед его натяжкой?» Ответ однозначен: понятия не имею. )) (См. выше...)

    В моем же случае, то есть при ПЕРЕНОСЕ МНОЙ С ПОДРАМНИКА НА ПОДРАМНИК ХОЛСТА, ЗАГРУНТОВАННОГО МНОЙ ЖЕ, НО БЕЗ НАПИСАННОЙ НА НЕМ КАРТИНЫ, я его смочила, хотя вначале пыталась натянуть его НЕ СМОЧЕННЫМ, что является наиболее правильным. Смочила же я его лишь потому, что у меня не получилось сформировать нужную мне кромку холста. Но при этом я сказала, что после натяжки такого холста придется пройти его слабым раствором желатина, чтобы избавиться от микротрещин.

    В завершение... При создании роликов и написании статей я понятия не имею, какие конкретно вопросы могут возникнуть у моих зрителей и читателей. Я показываю и описываю лишь то, что делаю я, что проверено мной лично и что с моей точки зрения может пригодиться новичку.

    Если же Вы не нашли в моем видео (статье) того, что вас интересует, то у вас есть два варианта: попытаться отыскать ответ на Ваш вопрос в других местах бескрайней интернет-свалки или же задать этот вопрос мне. Для того я и добавляю в конец каждой статьи моего сайта тот самый раздел, в котором вы меня отругали. )) Возник вопрос – задайте его, а не критикуйте меня за то, что я не угадала, что может заинтересовать одного из тех 6 тысяч читателей, которые впервые посещают мой сайт каждый месяц.

  • #3

    кт (Sunday, 26 January 2020 23:29)

    ОК!..