Кисти. С чего начать

Меня часто спрашивают: "Сколько и каких кистей необходимо иметь начинающему художнику?"

 

Казалось бы, простой вопрос, но, начав отвечать на него, я поняла, что однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Ведь художники, в том числе и начинающие, пишут по-разному, и при ответе на этот вопрос необходимо знать, что и как пишет тот или иной из них. Этого я, разумеется, знать не могу. Я понятия не имею, в какой технике работает или собирается работать начинающий художник, ожидающий от меня ответа на этот вопрос. Как не знаю и того, на каких холстах он пишет. 

 

Но я все-таки я попытаюсь ответить на этот вопрос, который действительно важен для начинающего. Ведь ему надо закупить очень много всего, прежде чем начать писать свою первую картину, а кошелек, как известно, увы не резиновый...

 

Но я должна честно предупредить: мой ответ носит рекомендательный характер. Окончательно решить, сколько и каких кистей вам понадобится, можете только вы. А сделать это вы сможете, только начав писать. Звучит парадоксально, но это факт... Так что изучите мои рекомендации, обдумайте, что вы будете писать и какой размер холста вы будете использовать, а потом сами решите, что вам купить в первую очередь. 

 

Мне проще говорить и показывать, чем писать и подбирать иллюстрации, поэтому я специально для этой статьи записала видео, которое и предлагаю вам посмотреть. А затем я вкратце резюмирую и, может быть дополню, то, о чем я говорю в видео. Люди бывают разные: одни предпочитают посмотреть-послушать, а другим удобнее — почитать и посмотреть картинки.

 


Как покупать кисть?

Вот, на что следует обращать внимание при покупке кистей:

 

1. Смотрите какая обойма (гильза) у кисти.  Обойма — это металлический цилиндрик, один конец которого держит ворс (волос), а другой держит этот ворс на деревянной ручке кисти. Эта обойма должна быть цельной — без продольного шва. Шов со временем, а то и почти сразу может развалиться. Кроме того такая обойма плохо держится на ручке, опять же из его способности расходиться под нажимом.

 

2. Проверяйте надежность крепления ручки. Со стороны ручки обойма должна быть хорошо обжата. Обычно

это двойная обжимка, то есть две кольцевые вмятинки на конце обоймы. Обойма должна сидеть на ручке кисти крепко. Никакого шевеления и прокручивавния.

 

3. Смотрите, как держится ворс. Со стороны волоса обойма тоже должна быть обжата, удерживая ворс кисти. Слегка подергайте за ворс, чтобы убедиться, что он не вылезает.

 

4. Оцените качество ворса. Потрогайте его, погните, проверьте на упругость. Или, наоборот, на мягкость. Это зависит от того, что вы ожидаете от кисти и для чего вы ее собираетесь использовать.

 

5. Прикиньте, удобна ли ручка. Подержите кисть так, будто вы ей пишете, поработайте ей по руке, например. Удобна ли она она вам. Это очень важно, ведь неудобная ручка вряд ли поможет вам создать хорошую картину. Обратите внимание на толщину ручки, ее длину, прочность. Проверьте, прямая ли она, и не гнется ли. Лучше покупать кисти, ручки которых покрыты прочным лаком или краской. Неокрашенную ручку будет трудно отмыть от краски, а значит неприятно потом будет брать в руки.

 

В магазинах художественных товаров продавцы, как правило, относятся к такой инспекции кисти спокойно, с пониманием. Поэтому лучше никогда (или хотя бы, пока вы не наберетесь опыта) не покупать кисти в магазинах, которые не специализируются на художественных товарах.

 

Не покупайте кисти в упаковке и наборами, если они упакованы так, что их нельзя потрогать.

 


Кисти какого типа брать?

Мне кажется, что начинающему художнику проще начинать писать более жесткими кистями — щетиной или синтетикой под щетину. Такие кисти позволяют работать с маслом, обратите внимание: мы говорим о кистях для работы маслом.

 

Такими кистями проще делать замесы красок на палитре, проще накладывать краску на холст.

 

Я в последнее время почти не пользуюсь щетинными кистями. В основном я предпочитаю кисти с синтетическим ворсом, имеющие 4 степень жесткости, фирмы Rоubloff. 

 


Сколько и каких кистей нужно купить для начала?

№ кисти Тип Ворс Кол. Для чего
Мин. 60  Флейц Щетина 1 Для грунтовки холста и покрытия больших поверхностей, например нанесения имприматуры.
18-20 Плоская Синтетика 1 Для первой прописки крупных участков картины, вроде неба, воды, больших лепестков цветка и тому подобного.
14-16 Плоская Синтетика 1 Тоже для отрисовки крупных участков, но этой кистью можно писать и элементы поменьше, чем предыдущей.
10 Плоская Синтетика 2 Начиная с этого номера, идут наиболее часто используемые кисти, которые обычно используются на всех стадиях работы. Как на этапе первой прописки, так и на последующих. 
8 Плоская Синтетика 2 То же самое, что и 10-й номер.
6 Плоская Синтетика 2 То же самое.
4 Плоская Синтетика 2 То же самое.
2 Плоская Синтетика мягкая под колонок 2 Для прописки очень мелких элементов. 
0 или 00 Лайнер Синтетика 1 Отрисовка контуров, тонких веток, травинок и прописка совсем уж мелких элементов.

 

Итак, 13 кистей — это, с моей точки зрения, минимальное количество кистей, которое должен иметь начинающий художник. Я лично на каждом этапе картины использую минимум 10 кистей, максимум 15. Лучше в каждом размере брать одну кисть помягче, другую пожестче. Так вы сможете определить, какая вам удобнее.

  

Самое главное: пишите, пробуйте новые кисти и не бойтесь ошибиться. 

 

 


Если вам понравилось, поделитесь с друзьями →

Если же у вас возникли вопросы или вы с чем-то несогласны, или у вас есть пожелания, то оставьте комментарий. На вопросы я отвечу сразу, а ваши замечания и пожелания я учту и использую для уточнения текста этой статьи и в будущих статьях. Вы можете даже подсказать мне, статью о чем вы хотели бы увидеть в этом разделе следующей.  И не стесняйтесь – мне очень важны ваши мнения!

Оставить комментарий

Комментарии: 0