Мысли

Здесь я буду записывать мысли, то есть коротенькие тексты - как свои, так и чужие. И первым я предоставлю слово Шишкину...



Иван Иванович Шишкин о пользе фотографии

Фотоаппарат для художника-реалиста, стремящегося точно зафиксировать натуру, становится не менее важной частью снаряжения, чем этюдник или альбом для зарисовок. Кроме вспомогательной роли фотографии, которую использовали многие художники того времени, Шишкин придавал этому новому виду искусства самостоятельное значение не только как способу репродуцирования своих работ, но и как средству изучения натуры. Применение фотографической техники стало оригинальной особенностью педагогической системы И. И. Шишкина.

«Я хочу Вам дать совет капитальный, на котором зиждется вся премудрость изучения природы или натуры, как говорят, а также и тайны искусства и особенно техники живописи, — это фотография. Она единственная посредница между натурой и художником и самый строгий учитель, и если Вы разумно поймёте это и займётесь с энергией изучением того, в чём вы себя чувствуете слабым, то я Вам ручаюсь за скорый успех... В одну зиму работы разумной с фотографии можно научиться писать и воздух, т.е. облака, и деревья на разных планах, и даль, и воду, словом, всё, что Вам нужно. Тут можно незаметно изучить перспективу (воздушную и линейную) и законы солнечного освещения и проч. и проч. Если Вы это поймёте и последуете моему совету, то Вы быстро научитесь и писать и рисовать, а главное, разовьёте и облагородите Ваш глаз и прочее...

А практически делается вот так: берётся по вашему вкусу хорошая фотография или только часть из неё, Вам нужная, и, дабы хорошо видеть и понять, нужно взять лупу или стекло увеличительное. С фотографии, кроме рисования каранд[ашом], нужно писать краской, одним тоном, в тон примерно фотографии. На палитре составляют шпакшелем тона, сначала положить самый тёмный; потом полутона и так далее до самого светлого, и все эти тона кучками должны быть заранее на палитре готовы (контур обязательно обводят чернилами или тушью)» (из письма И. И. Шишкина И. А. Уткину, Петербург, 1896).

 

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/12678/ (Наука и жизнь, ХУДОЖНИК ШИШКИН. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ)

 


Волшебный фонарь в прошлом или проектор сегодня

Волшебный фонарь — одно из самых популярных развлечений домашнего досуга того времени. Это оптический прибор, проецирующий на экран увеличенное изображение. И. И. Шишкин первым решил приспособить проекцию фотографии для обучения учеников. В 1897 году, возвращаясь после перерыва к официальному преподаванию в Академии художеств, он специально оговорил необходимость устройства там волшебного фонаря с экраном, на котором фотография рисовалась бы увеличенной, так чтобы пейзаж был представлен почти в натуральную величину. На выставке эту роль выполняет современный проектор, спрятанный рядом с аутентичным волшебным фонарём той эпохи.

В книге воспоминаний Н. А. Киселёва, сына пейзажиста А. А. Киселёва, «Среди передвижников. Воспоминания сына художника» есть любопытное свидетельство: «Зимой, из-за невозможности писать с натуры, он (Шишкин. — прим. ред.) заставлял учеников делать рисунки с проецируемых на большое полотно диапозитивов, сделанных с его лесных картин и гравюр. Некоторые осуждали такой педагогический метод, но те, кто умел терпеливо всмотреться в его живописные (маслом) картины лесных уголков и почувствовать очарование исключительно талантливой, насыщенной до предела чудесными деталями живой природы, и восторгались и учились многому».

Художница А. Т. Комарова вспоминала, что Шишкин «советовал приходившим к нему ученикам, чтобы по фотографии они научились зимой низшей технике пейзажа и летом изучали уже только краски, не смущаясь трактовкой материи предмета и самими приёмами живописи; он бывал очень доволен, если кто понимал его и следовал его совету; в результатах же изучения природы по фотографии он был уверен, проверив это на себе, Космакове, Шильдере и др.».

 

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/12678/ (Наука и жизнь, ХУДОЖНИК ШИШКИН. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ)



Любитель или профессионал

В одном из своих интервью фотограф Стиглиц сказал:

 

"Хочу обратить ваше внимание на наиболее популярное заблуждение насчет фотографии – термин "профессиональная" используется для удачных, по общему мнению, фотографий, термин "любительская" – для неудачных. Но почти все великие фотографии делаются и всегда делались теми, кто следовал фотографии во имя любви - и уж никак ни во имя наживы. Термин "любитель" как раз предполагает человека, работающего во имя любви, так что ошибочность общепринятой классификации очевидна".

 

Этот отрывок я записала в своей записной книжке, прочитав его на каком-то сайте, найти который я не смогла.

 

Почему он меня заинтересовал?

 

Очень часто меня спрашивают, любитель я или профессионал, а я затрудняюсь ответить. Начинаю спрашивать у человека, что он имел в виду. И в зависимости от его слов отвечаю, кто же я – любитель или профессионал. Я обладаю определенными профессиональными знаниями и навыками, но я люблю то, чем я занимаюсь, – живопись. Люблю сам процесс создания картины. Поэтому я любитель и профессионал в одном лице.

 

Людям нужна определенность. Нужно ко всему прицепить ярлычки. Им нужен точный ответ на вопрос "Кто же ты - профессионал или нет?". Но точного ответа на этот вопрос просто не существует. Художник всегда в пути – он всегда чему-нибудь учится. Поэтому он одновременно и професионал, и новичок. А если он настоящий художник, то он свое дело любит...

 


Краски должны будоражить сердце

Михаил Абакумов:

"Подбирать краски - это врожденное. Этого не достигнуть долгим сидением и трудом, потому что это дано сверху. Художников много, а колористов почти нет. Глаз от природы поставлен, также как идеальный голос и слух. Поэтому краски должны будоражить сердце. Я когда пишу, у меня поднимается давление. Все это построено на эмоциях, пишется от сердца и поэтому так получается".